Речь пойдёт о городских воротах, на которые нельзя не обратить внимание, гуляя по Калининграду. Они, как символ ушедшей эпохи Восточной Пруссии. Именно эти уникальные сооружения значительно влияют на то, что город выглядит таким атмосферным и неповторимым.

Всего было построено 10 городских ворот, а также крупные форты и бастионы (см.схему).Получилось, что сам город стал фортом гигантских размеров, городом-крепостью. И так было до Великой Отечественной войны. Штурм Кёнигсберга длился с 6 по 9 апреля 1945 г., и закончился бесповоротной победой советских войск.

 

Все сооружения, дошедшие до наших дней, возведены в 19 веке в стиле английской неоготики. Строительный материал — кирпич, обожженный 3 раза, что придавало ему наивысшую прочность.

Сегодня в Калининграде сохранилось семь из десяти ворот. Организованы целые туристические маршруты по всей оборонительной системе города, включая форты.

Мы посмотрели не все ворота, но расскажу о тех, которые видели:

Брандербургские ворота 1855—1860 года постройки – думаю, многим знакомо их название. Несмотря на солидный возраст, они и по сей день выполняют свою главную функцию, пропуская автотранспорт. Когда-то здесь ходили даже трамваи. Первоначально Бранденбургские ворота были выстроены в 1657 году из дерева. Есть версия, что именно через эти ворота въехало в Кенигсберг Великое посольство во главе с Петром I. Через сто лет ворота перестроили в кирпиче, а сегодняшний вид они приобрели после еще одной реконструкции в 1843 году. Именно тогда ворота украсили остроконечными декоративными фронтонами, гербами и медальонами. Установили скульптурные портреты прусских военачальников. И хотя Бранденбургского замка, к которому они когда-то вели, уже давно нет, ворота — самодостаточный архитектурный объект. Сегодня внутри их находится Музей марципана и несколько магазинов.

Фридландские ворота находятся в южной части города. В 1950-60 гг. их помещения использовали, как овощехранилище. Сейчас там музей, где представлены экспонаты, раскрывающие события от эпохи Тевтонсого ордена до первых переселенцев после Второй мировой войны. Он интересен, как «музей найденных вещей». Все экспонаты музея были найдены при благоустройстве города в старых домах, в подвалах и при расчистке водоемов. Сотрудники музея активно используются инновационные технологии — для посетителей устраивают показ фильма — прогулка по улочкам старого города с указанием их современных названий.

Росгартенские ворота – пожалуй, самые знаменитые ворота города Калининграда. Поскольку примыкают они к башне Дона, где сегодня располагается Музей янтаря. А сами ворота уже много лет занимает рыбный ресторан «Солнечный камень». Как они выглядят: большая центральная арка посередине и по три арки по бокам, по верху декоративные восьмигранные башни, а над центральным пролетом установлены барельефы с портретами известных военных деятелей. Росгартенские ворота вместе с башней Дона составляли единый оборонительный комплекс.

Башня Дона — это круглая башня диаметром 34 м, высотой 12 м. на берегу Верхнего озера. Именно на ней в апреле 1945 г. водрузили Знамя Победы, как символ окончания штурма города-крепости Кёнигсберг. Очень красивый и уютный внутренний дворик башни. См.ролик про музей Калининграда.

 

Королевские ворота были построены на месте старых Гумбиненских ворот. Строительство началось в 1843 году и длилось 7 лет. Королевские ворота представляют собой один широкий проезд, по бокам расположены бывшие казематы. На главном фасаде ворот скульптурные портреты короля Пруссии Фридриха I, герцога Пруссии Альбрехта I и короля Чехии Оттакара II, а так же родовые гербы этих исторических личностей. Верхняя часть сооружения украшена башенками и зубцами в псевдоготическом стиле. С 2005 года здесь размещается историко-культурный центр «Великое посольство».

Бастион Грольман. Носит имя прусского военного деятеля и участника наполеоновских войн Карла Вильгельма фон Грольмана. Бесконечные коридоры и лестницы бастиона Грольман могут послужить прекрасной декорацией для съемок фильмов ужасов. Тем более, что кровь здесь пролилась, и немалая: во время штурма Кенигсберга его гарнизон оказал ожесточенное сопротивление и сдался в числе последних. Это был единственный случай использования мощного укрепления по прямому назначению с момента возведения в 1851 г. В плане укрепление представляет собой огромную подкову, обращенную выпуклой стороной к врагу. Подземный ход соединял бастион с казармой Кронпринца через дорогу, что позволяло незаметно менять гарнизон и снабжать его боеприпасами. Стены, сложенные из специальных закаленных кирпичей, выдержали даже залпы советской артиллерии. Сейчас в здании расположилась сауна и автосервис.

Казармы «Кронпринц» (крепость Фридриха Великого, постройки 1759 года). Казарма получила своё название в честь наследника прусского престола Вельгельма I. Сооружение представляет собой пятиугольник с массивными башнями по углам. С самого начала в казарме размещался гренадёрский полк «Кронпринц» (1-й Восточно-Прусский пехотный полк). Полк участвовал в Первой мировой войне. В 1933—1945 годах в казарме размещалась полиция и войска Кёнигсбергского гарнизона. В апреле 1945 года вокруг «Кронпринца» шли бои, но саму казарму не штурмовали, поэтому она прекрасно сохранилась. После войны здесь сначала размещался штрафбат, принимавший участие в штурме Кёнигсберга, потом, в 1950—1960 гг. танкоремонтный полк, Калининградская Мореходная школа, общежитие, организации рыбной промышленности, склады и магазины. Сегодня здесь располагается филиал Московского государственного университета технологий и управления. В мансарде башни открыт выставочный зал Центра современного искусства Калининграда.

Закхаймские ворота, как и остальные, были некими контрольно-пропускными пунктами, С внешней стороны ворот был ров, над которым имелся подъемный мост. За мостом был блокгауз с амбразурой круговой обороны. В помещениях ворот располагались казематы и караул. Сейчас внутри современное арт-пространство.

 

Башня Врангеля – двойник башни Дона находится на противоположном берегу Верхнего озера. Укрепление названо в честь генерала-фельдмаршала Фридриха фон Врангеля, который отхватил для Пруссии два куска Дании — герцогства Шлезвиг и Гольштейн. Мощный бастион возвели в 1853 г., но всего через полвека оборонительная линия сдвинулась дальше, и в нем разместили армейский склад. Башню Врангеля использовали по прямому назначению всего раз — как узел сопротивления при штурме Кенигсберга Советской Армией в 1945 г. Круглый бастион с внутренним двором сложен из особого, несколько раз обожженного кирпича. Немецкие каменщики не посрамили своей славы — при обстрелах тяжелой артиллерией башня получила весьма незначительные повреждения. Уцелели даже декоративные контрфорсы и зубцы, украшающие внешнюю стену и верхний ярус. Сейчас сооружение законсервировано и ждет, пока городские власти решат, что же с ним делать. Есть планы открыть там оружейный музей.

Несколько слов об уникальном кирпиче, из которого были построены почти все объекты в городах Восточной Пруссии.

Расцвет производства кирпича в этих местах пришелся на начало 19 века. Именно в это время  технологии усовершенствовались, кирпич стал более плотным и ровным. Причем весь кирпич Восточной Пруссии был великолепно обожжён. Особенно интенсивное производство велось сразу после Первой мировой войны, кирпич шел на восстановление населенных пунктов, разрушенных в ходе боевых действий. Каждый хозяин завода, выпуская качественный товар, хотел как-то выделить свой кирпич среди других. Для этого на кирпиче ставилось клеймо с названием завода-изготовителя или именем его владельца.

Сегодня, мало на каких зданиях, можно встретить кирпичи с клеймом, но зато, если уж где они есть, там чуть ли не каждый третий кирпич с клеймом. На такое здание мы наткнулись в г.Гвардейске. В ролике про малые города области снята стена этого дома.

В городе Мамоново (Хайлигенбайль до 1947 года), что граничит с Польшей, есть музей истории Восточно-прусского кирпича. Это частный музей. Его основатель бывший сотрудник таможни Дмитрий Шилов. Он сумел собрать кирпичи многих известных в области средневековых замков и кирх. Среди экспонатов кирпич с  отпечатками волчьих лап и ладоней известных мастеров, со знаками и цифрами, с клеймами разных заводов-изготовителей. На организованной им выставке, в музее «Королевские ворота», был представлен даже кирпич из ставки Гитлера. Сейчас общая коллекция насчитывает почти 2500 экспонатов. Самый древний кирпич Дмитрий Шилов нашёл на руинах орденского замка. Примерный его возраст — 600-700 лет.

Литовский вал – это улица в Калининграде, но название историческое, и именно здесь проходила  система вальных городских укреплений от Верхнего озера до р.Преголя. Началом Литовского вала принято считать Росгартенские ворота. Сейчас по древнему валу проходит аллея с сохранившейся местами, брусчаткой и каменными ступенями. Мы прошли по верху вала от бастиона Обертайх до Закхаймских ворот мимо, упомянутых выше Королевских ворот, бастиона Грольман и казарм Кронпринц. Справа – оживленная улица Литовский вал, слева ров с несколькими плотинами на Крепостном ручье.

Около Королевских ворот сохранилась настоящая потерна – подземный коридор для сообщения между фортификационными сооружениями с входами и выходами на поверхность. Помещения потерны сегодня используются для пользы города. В здании редюита бастиона Купфертайх сейчас пивной бар. Сама улица Литовский вал идёт дальше к югу до самой Преголи, но здесь на месте вала уже стоят жилые дома. Один из них известен, как дом пожарных.

Сразу после войны партией и правительством ставилась задача уничтожить память о том, что это была немецкая земля, сносились исторические здания. К счастью, потом всё-таки осознали, что именно немецким наследием город и может быть привлекательным для туристов.

Приехав в Калининград, я сознательно и подсознательно искала в нём Кёнигсберг. Сохранившиеся немецкие здания и фортификационные укрепления — это само собой, но Кёнигсберг здесь повсюду:

— Нам показали пожарный гидрант — яркий и красивый. Вряд ли гидранты здесь действующие, но выглядят как новенькие. И по уму сделано — стоят рядом с проезжей частью, заметны, и удобно подключаться. У нас же они запрятаны под землю, и пока пожарные найдут нужный люк, откроют его, подключатся, пройдёт такое драгоценное при пожаре время.

 

— Булыжные мостовые. Это же ИСТОРИЯ под ногами! Но многие, замощённые булыжником улицы, покрывают сверху асфальтом. Говорят, что немцы предлагали забрать булыжник, а вместо него положить хороший немецкий асфальт. Городские власти отказались. Понятное дело, если немцы асфальт положат, то дороги лет 10 ремонтировать не надо будет, на чём же тогда «зарабатывать»?

 

— Не только булыжник остался на мостовых от немцев. Но ещё и крышки люков, и решётки ливневки. Полустертые надписи на них могут многое рассказать...  И настолько капитально сделаны, что ещё и нас всех переживут.

 

 

 

В ролике собрала все, что видели в рамках экскурсий и прогулок по историческим местам Кенигсберга. Постаралась передать дух старого немецкого города в окружении современного Калининграда.