Перед поездкой в Стамбул многие задаются вопросом – где же остановиться? Хочется жить в непосредственной близости от центра, где расположены основные достопримечательности. Но дело в том, что исторический центр – Султанахмет и фактический центр Стамбула — это разные локации.

Сами турки считают Центром — площадь Таксим с улицей Истикляль, о котором я уже рассказывала. А для туристов и гостей города Центром Стамбула считается старый город, а именно площадь Султана Ахмета (Ипподром).

Так получилось, что главные достопримечательности Стамбула мы увидели в последний день пребывания в этом городе. Так сказать, это была «вишенка на торте».

Стамбул. Цистерна Базилика

Расскажу о «вишенке» по-порядку, согласно маршруту нашей прогулки по Старому городу.

Приехали мы в историческую часть Стамбула на трамвае Т1. И первой достопримечательностью на нашем пути была цистерна Базилика. Вход в неё весьма непримечательный, но этот скромный домик вы не пропустите, там всегда очередь.

Первое впечатление от увиденного – Ого! Какой объем! Этот грандиозный объект когда-то вмещал 80 000 кубических метров воды. Для поддержания потолка высотой до 12 метров было выстроено более 300 колонн. Строительство цистерны началось в 306 году и продолжалось более 200 лет! Когда-то это сооружение выполняло важнейшую функцию – служило водохранилищем, обеспечивающим город пресной водой. Устройство водоснабжения древнего Константинополя было сложным и необыкновенным.

Стамбул. Аквидук ВалентаСначала вода собиралась в специальные резервуары в Белградском лесу, который находится в 20 км от города. Дальше вода доставлялась до города по системе труб. В некоторых местах, чтобы компенсировать перепад высот (например, между холмами), устраивались акведуки. Акведук — это что-то вроде моста, по которому в трубе текла вода. Один из них — акведук Валента, вернее его сохранившаяся часть.

Доставленная в Константинополь вода собиралась для хранения в подземные цистерны. Основным отличием Базилики от других 40 цистерн, найденных на сегодняшний день в городе, являются её колоссальные размеры. Размеры цистерны впечатляют: её длина 140 метров, а ширина 70 метров. Подземное водохранилище имеет водонепроницаемую стену толщиной 4 метра. Цистерна снабжала водой дворцы и сады турецких султанов, а затем была заброшена и превратилась в гигантскую подземную свалку мусора. Только в 1985 году подземелье было очищено и превращено в туристический объект.

Прочные своды Цистерны Базилики сложены в технике множества крестообразных куполов и арок, их поддерживает целый лес мраморных и гранитных 9-метровых колонн. Бесконечные их ряды с капителями, исполненные в различных классических греческих и римских стилях, указывают на разные эпохи их создания. Колонны были вывезены сюда из разрушенных по приказу христианских епископов античных храмов и сооружений, триумфальных арок. Самые знаменитые из них – две колонны с прекрасно сохранившимися рельефными изображениями головы Медузы Горгоны.

Цистерна Базилика. Плачущая колоннаИ ещё, в подземелье находится одна примечательная колонна, которую называют либо Плачущая колонна, либо Колонна-слеза. В отличие от других колонн она всегда мокрая, к тому же на ней вырезаны узоры в виде капель (слезинок).

Этот подземный музей — памятник древнего византийского зодчества обязательно стоит посетить, тем более, Базилика только в конце июля этого года была открыта после масштабной реставрации. Колонны красиво подсвечены, здесь звучит тихая инструментальная музыка, слышна мерная капель и журчание льющейся воды. В бликах света между колонн плавают рыбы, а на мраморном дне мерцают монетки, которые по традиции бросают в воду туристы. Иногда в этом огромном помещении с хорошей акустикой проводятся концерты и культурные мероприятия.

Стамбул. Площадь Султанахмед

Поднявшись наверх, мы последовали на площадь Султана Ахмета – она и считается историческим центром Стамбула. В византийский период на этой территории располагался уникальный по размерам и архитектуре ипподром. Он использовался как место конских ристалищ, гладиаторских боев, триумфальных шествий и празднований, проведения публичных актов передачи или сложения императорской власти и приведением в исполнения смертных казней. Сейчас мало что осталось от былого великолепия этого сооружения, но есть некоторые объекты, которые напоминают о его славной истории. Из украшавших Большой Ипподром Константинополя скульптур и архитектурных сооружений сохранились лишь: Обелиск Феодосия, Обелиск Константина и Змеиная колонна.

Поскольку культурный слой в этих местах составляет 4-5 метров, поэтому в таких глубоких ямах стоят эти древние артифакты (см.ролик). Вот на этой глубине и находился настоящий Ипподром.

Обелиск Константина – практически это было последнее архитектурное сооружение, возведенное на ипподроме в имперский период существования города.

Обелиск Феодосия или Египетский обелиск фараона Тутмоса III был привезен из Луксора в 390 году по приказу императора Феодосия I и установлен на Ипподроме на специально изготовленном мраморном постаменте.

Змеевидная колонна была привезена из Греции в 326 году по желанию императора Константина Великого. Сооружение было символом победы греков над персами в 479 году до н.э. и было отлито из бронзового оружия погибших врагов в виде трех переплетенных змей.

Хорошо сохранился Немецкий фонтан, но это гораздо более современная в сравнении с обелисками достопримечательность. Фонтан — подарок султану Абдул-Хамиду II от немецкого кайзера Вильгельма II, который посетил Стамбул в 1898 году. Фонтан сделали в Германии и в разобранном виде привезли и установили на площади Ипподром в 1900 году.

Стамбул. Музей турецкого и исламского искусства

Здесь же на площади Султанахмет во Дворце Ибрагима-Паши расположился Музея турецкого и исламского искусства. Именно здесь можно увидеть всю красоту и богатство восточной культуры. В залах музея хранятся произведения декоративно-прикладного и художественного искусства, древние рукописи и старинные книги, особо ценные Кораны и самая лучшая в мире коллекция ковров.

Сам Дворец Ибрагима-Паши также заслуживает внимания. Это самое древнее сооружение подобного типа, исследователи считают, что он был построен в конце XV века. С террасы дворца открывается великолепный вид на Голубую мечеть и площадь. И ещё меня покорил очень уютный зеленый внутренний дворик Дворца.

Стамбул. Голубая мечеть

В Голубу мечеть мы, к сожалению, не попали, как раз она была закрыта на время намаза. Но посмотрели, как молятся турецкие мужчины рядом с мечетью на лужайке (см.ролик).

Мечеть Султанахмеда не самая большая в Стамбуле и уступает в размерах мечети Сулеймание, но имеет 6 минаретов, из-за чего возник громкий скандал. На тот момент чести иметь 6 минаретов удостаивалась лишь главная мечеть в Мекке. Почему её называют Голубой? Дело все в бесчисленном количестве (более 20 тыс.) экземпляров изникской плитки, украшающей ее своды. Яркий свету, который попадет внутрь через 260 окон подкупольного пространства создает действительно мягкий голубоватый свет. В погожий день красота неописуемая.

А мы идем дальше… На фоне большого круглого фонтана открывается взору величественная Святая София. Почти 1000 лет собор был самым большим христианским храмом в мире и главным шедевром византийской архитектуры.

Стамбул. Собор Святая София

Немного истории… Собор Святой Софии (Айя София) был построен в 537 году по заказу императора Юстиниана I. Для строительства пригласили лучших архитекторов того времени. Император Юстиниан I приказал собрать самый лучший строительный материал. Со всего света свозились архитектурные элементы древних построек (например, порфировые колонны привезли из храма Солнца в Рим, а мраморные колоны — из Эфеса). В украшении интерьеров использовалось золото, серебро и слоновая кость.

По одной из легенд, во время освещения храма Юстиниан произнес: «Соломон, я превзошел тебя!», имея в виду Иерусалимский Храм.

Но в ночь на 29 мая 1453 года в соборе последний раз провели христианское богослужение. Константинополь пал и собор был захвачен турками. Прихожане были убиты, богатое убранство разграблено, а собор Святой Софии превратили в мечеть. По приказу султана Мехмеда II возвели 4 минарета, а в юго-восточный угол поместили михраб (ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку). Большинство фресок было замазано штукатуркой, что позволило им сохранится до наших времен. Во второй половине XVI века к зданию были пристроены контрфорсы (опора для усиления). Это повлияло на внешний вид собора, добавив в его облик грубые черты.

В 1935 году правитель Турции Мустафа Кемаль Ататюрк подписал декрет о присвоении собору статуса музея. Во время реставрационных работ фрески и мозаики были очищены и предстали перед народом во всей красе.

В 2020 году президент Эрдоган удовлетворил прошение мусульман и инициировал превращение здания в еще одну мечеть Стамбула.

Эту многострадальную достопримечательность очень хотелось посетить, но, что и следовало ожидать — гигантская очередь на вход. Время работы для туристов (немусульман) зависит от намазов – времени молитв у мусульман. Мечеть закрывают незадолго до начала каждого намаза и готовят к службе. Через полчаса-час после молитвы открывают для туристов. Время начала намазов зависит от положения солнца и меняется каждый день. Предугадывать сложно. Мы даже не пытались туда попасть, цель последнего дня была посетить Топкапы — главный дворец Османской империи до середины XIX века. Поэтому обошли Святую Софию справа и попали на площадь перед входом в Тапкапы.

Стамбул. Площадь перед входом во дворец Топкапы

Здесь перед Имперскими воротами дворца Топкапы расположен фонтан, построенный при правлении султана Ахмеда III в 1728 году в стиле османского рококо. В те времена иметь дома проточную воду могли только избранные, для всех остальных по всему городу были построены фонтаны. Основной миссией этого архитектурного творения было обеспечить водой путешественников. Не даром одна из надписей на фонтане гласит : «Открывая кран, вспомните имя Аллаха (ибо свят он и велик), а напившись — молитесь за султана Ахмеда». Фонтан отличается от привычного понимания — его струи не устремлены в небо и не разбрызгиваются вокруг. Внешне он напоминает небольшой дворец. Имеет форму куба, внутри бассейн, из которого вода подавалась в небольшие каменные ванны с четырех сторон, где её могли набирать все желающие.

Крыша с мягкими изгибами и пятью традиционными куполами с полумесяцами указывают на принадлежность к классическому для османской империи стилю. Стены украшены витиеватыми барельефами, изразцами, цветочными орнаментами и арабской вязью. Это изящное сооружение произвело большое впечатление на нашего известного художника И. К. Айвазовского, неоднократно посещавшего Стамбул. Благодаря этому фонтану живописец помог решить проблему водоснабжения любимого города — Феодосии.

Ворота Повелителя во дворец Топкапы

В течение 400 лет огромный комплекс Топкапы был резиденцией для 25 турецких султанов. Начал строительство Мехмет Завоеватель на руинах византийского дворца. От византийской архитектуры осталась лишь малая часть – храм Святой Ирины, остальное всё строилось с нуля. Топкапы (в переводе «Пушечные ворота») внешне напоминает неприступную крепость: с двух сторон он надежно прикрыт Мраморным морем. Со стороны суши комплекс также не преступен: 2 ряда внутренних и внешних стен защищали его от вражеских посягательств, учитывая возможность будущей осады. Всё четко продумано с точки зрения военного дела: над диваном высится огромная смотровая башня. На случай необходимости спасения падишаха был прорыт подземный тоннель, ведущий из сада Тулип прямо к бухте, в которой круглый год находился полностью снаряженный корабль.

Вся внутренняя территория дворцового комплекса делится на две части — внешнюю (бирун, куда относятся первый и второй двор) и внутреннюю (эндерун — третий и четвертый двор, а также гарем). В каждый двор ведет собственный вход: Ворота Повелителя (официальные и служебные помещения), Ворота Приветствия (зал заседания дивана, казна, канцелярия), Ворота Блаженства (гарем и внутренние покои).

Дворец Топкапы. Мраморная терраса

Дворец просто огромен! Мы осматривали его почти до закрытия. Хотелось заглянуть в каждый диванный зал, каждую комнату горема. Именно в интерьерах дворца были сняты многие эпизоды турецкого сериала «Великолепный век».

Всю правую сторону внутреннего двора занимает массивное приземистое здание дворцовой кухни, увенчанное куполами с арочными окнами. Над зданием поднимается 40 высоких кирпичных дымовых труб. Под каждым куполом устроено по два помещения. Здесь круглосуточно трудились 1200 поваров. На плитах, в котлах и в печах готовились деликатесы для султанского стола и обитательниц гарема, обеды для тысяч придворных. В одном из помещений воссоздана атмосфера самой кухни. Тут есть любопытная коллекция старинной кухонной утвари и медной посуды.

Двор Эндерун — третий двор, куда ведут Ворота Счастья и Блаженства, занимали покои особо приближенных к престолу евнухов и родственников султана. Здесь располагаются великолепный Тронный зал, библиотека, Сокровищница и павильон Аудиенций.

В четвертом дворе, который некогда обладал статусом запретного места, располагались султанские покои, покои матери султана (валиде-султан), султанских жен и наложниц, помещения черных евнухов. Эта часть Топкапы была доступна лишь султану, членам его семьи и немногим высшим сановникам.

После Мехмета Завоевателя все следующие султаны добавляли к резиденции новые строения, поэтому Топкапы не соответствует европейскому понятию дворца как единого здания — в огромный комплекс входит множество построек разных эпох, сады, дворы, соединенные галереями, террасами и переходами.

Стамбул. Церковь Святой Ирины

Уже на выходе из Топкапы мы заглянули и в Церковь Святой Ирины. Это самая древняя из христианских святынь Стамбула. Построена обитель была еще в 4 веке, но потом уничтожена пожаром и восстановлена уже императором Юстинианом. Храм считали главным в Константинополе до появления собора Святой Софии. Строили святыню не в честь великомученицы Ирины, а как посвящение «Святому миру». Известно, что здесь когда-то прошел Второй вселенский собор, на котором сформировали учение о Святой троице. Церковь закрылась уже в конце правления Мехмеда Фатиха. На протяжении XV–XVIII веков она использовалась османами в качестве военного арсенала. Начиная с 1846 была превращена в Археологический музей, а 1908 году в храме открылся Военный музей. Сейчас церковь Святой Ирины доступна для туристов, а так же служит концертным залом с великолепной акустикой или используется как выставочное помещение.

Стамбул. Египетский базар

Смеркалось… но ещё хотелось успеть посмотреть какой-нибудь из знаменитых восточных базаров. Самым ближайшим от нас был Египетский базар. По атмосферным улочкам старого города мы двинулись к нему.

Почему он назван Египетским? Товары поступали на базар, по большей части, из Египта, а также из Сирии, Индии и Саудовской Аравии. Сразу после строительства (открылся в 1664 г.) Египетский Базар был поделен на зоны между травниками и торговцами хлопком. Раньше на рынке были представлены в основном товары, привезенные с Востока: лекарства, пряности, травы. Сегодня торговцы ориентируются преимущественно на туристов, поэтому на территории базара расположены разнообразные сувенирные лавки. Тут можно купить восточные сладости, оригинальные украшения, ткани, ковры, посуду.

За свою историю эта стамбульская достопримечательность пережила два сильнейших пожара. Один из них, произошёл 8 марта 1688 года. Тогда огонь удалось погасить достаточно быстро. Но спустя три года, в январе 1691г, стихия обрушилась на базар вновь, и тогда он был выжжен практически полностью.

Египетский Базар очень часто называют «двойным» из-за его архитектурных особенностей. Он состоит из двух отдельных торговых площадей, расположенных в форме буквы L, двух ветвей — длинной и короткой и нескольких базарных ворот с интересными названиями.

Египетский базар является вторым по величине базаром Стамбула после Гранд-базара. Главное его отличие — выбор большого количества чаев, приправ и специй, поэтому другое его название «рынок специй».

Но все восточные базары сохранили самобытность, и по ним очень интересно побродить и поискать подарки как себе, так и своим близким. Что можно привезти из Стамбула, спросите вы? Да что угодно: турка, лампа или подсвечник ручной работы, платки, восточные сладости, специи. А, может, вам повезет, и вы найдете какое-нибудь сокровище среди тонн безделушек и непонятных вещей.

Стамбул. Галатский мост

Обратно мы возвращались через Галатский мост. Это тоже своеобразная достопримечательность Стамбула. Мост, перекинутый через бухту Золотой рог, был построен при правителе Абдул-Меджиде I в середине XIX столетия. После возведения мост пережил 5 реконструкций, а в 2005 году через него были проложены трамвайные пути. Это любимое место для местных рыбаков, которые располагаются на протяжении всего моста и ловят рыбу. Снизу тянется ряд кафе, ресторанов и закусочных на любой вкус с видом на море. Наш ужин прошел в одном из таких заведений с очень атмосферным интерьером и прекрасной кухней. Ещё гуляя по Балату, мы разговорились с Викторией о рыбных блюдах, которые готовят стамбульские повара. Она посоветовала попробовать дораду. Вот её мы и заказали – очень вкусно!

Вот и закончилось моё повествование о пяти незабываемых дня в Стамбуле. Каждый день был наполнен открытиями этого удивительного города.

Стамбул – он очень разный, и каждый здесь найдет свой.

Он может быть культурно-историческим, и тогда вам нужно посмотреть дворцы и мечети в Старом городе.

Он может быть торгово-базарным, и тогда вам на Гран-базар или в один из множества торговых центров в его современной части.

Он может быть шумно-тусовочный, и тогда вам прямиком на площадь Таксим и самую оживленную улицу Истикляль.

А ещё он может быть уютно-прогулочным, как например в районе Галатской башни или в районе Балат, где вы можете пройтись по старинным узким улочкам вдали от городской суеты.

Какой Стамбул выберете вы? Но в любом случае он никого не оставит равнодушным.

Делитесь статьей и роликом с друзьями, следите за новыми публикациями по ссылкам в моих соц.сетях. За комментарии буду очень благодарна!. До новых встреч!