День начался опять с площади Таксим. На этот раз мы двигались по узким улочкам района Галата к одноименной башне. Галатская башня – это один из самых известных символов Стамбула. Этот исторический и архитектурный памятник, причисленный к музейным ценностям, датируется 14-м веком и построен византийцами. Высота башни 63 метра, а относительно уровня моря 140 метров. Сразу становится понятно, почему её видно из любой точки города, а сама башня является отличной смотровой площадкой для обзора красот Стамбула.

Стамбул. Галатская башня

Отсюда прекрасная круговая панорама города и его окрестностей. Но один небольшой минус – практически постоянная очередь из туристов, желающих насладиться пейзажами Стамбула с высоты. В разные годы своей истории башня служила и маяком, и обсерваторией, и тюрьмой, и пожарной каланчей.

Поднялись на лифте, а спускались по винтовой лестнице. На каждом этаже своя интересная музейная экспозиция. На 6-м этаже представлен макет центра Стамбула. Экспозиция на 4-м этаже знакомит  с историей основания башни. На 2-м этаже можно посмотреть видео об уникальном  турецком «Икаре». В 1632 году с башни свершился первый полет человечества. Ученый-изобретатель Хезарфен Ахмет Челеби сделал себе крылья и перелетел через весь пролив Босфор, мягко приземлившись на азиатской стороне. Султан Мурад IV так был этим впечатлен, что сначала даже наградил изобретателя, но потом стал его побаиваться, и выслал в Алжир.

Стамбул. Босфорский мот

Потом мы поехали на азиатскую сторону через пролив Босфор. Он является своеобразной границей между европейской и азиатской частью Турции. Три великие империи: Римская, Византийская и Османская оставили на его берегах неизгладимые исторические следы. Великие цивилизации, их культура, обычаи и нравы зарождались на берегах бурного Босфора. Он свидетель великих битв, смены властителей, любовных историй.

Сегодня Босфор привлекает перекинутыми через него живописными мостами, великолепными султанскими дворцами, старинными кварталами и крепостями. В одной из крепостей мы были в первый день (крепость Румели), про султанские дворцы расскажу дальше, а сейчас про Босфорский мост. Именно по нему мы ехали сегодня, и под ним проплывали в первый день на кораблике.

Босфоркий мост или мост Мучеников 15 июля установлен всего лишь на две опоры, каждая высотой 165 м, Поэтому создается впечатление, что мост парит над Босфором. Его длина 1,5 км, ширина 33 м, основной пролет 1 км 75 м, от проезжей части до поверхности воды 64 м, чтобы суда свободно проходили под мостом.

Его торжественное открытие произошло в 1973 году. Мост неоднократно менял названия, сейчас официальное название моста — мост Мучеников 15-го июля. Новое имя присвоено турецким Президентом Реджеп Эрдоганом после событий, названных государственным переворотом в 2016 году, в честь погибших героев за свободу и независимость Турции.

Вообще через Босфор перекинуты три моста с разными периодами их возведения. Мост имени султана Мехмеда Фатиха, ставший вторым Босфорским, начали строить в 1985 году, чтобы успеть к знаменательной дате: 535 лет завоевания города османскими войсками. И 29 мая 1988 года мост был торжественно открыт. Таким образом был проложен еще один путь, соединяющий европейскую часть мегаполиса в районе крепости Румели с азиатской его частью.

В 2016 году открыли ещё один мост ближе к Черному морю, дав ему имя султана Селима Явуза. Чтобы не нарушать общую картину, этот мост сделали также подвесным. Длина его 2 км 164 м, подвесной части 1 км 400 м, ширина 59 м, высота каждой опоры 322 м.

Стамбул. Мечеть Чамлыджа

На азиатской стороне мы посетили самую большую мечеть Стамбула.

Весна 2019 года ознаменовалась грандиозным для Стамбула событием – открытием величественной мусульманской святыни, получившей название Чамлыджа. Это не просто мечеть, это целый архитектурный комплекс, получивший статус самого крупного в мире среди аналогичных сооружений.

Строительство было начато по инициативе  президента Турции. Реджеп Эрдоган лично контролировал процесс возведения объекта, посещая строительную площадку ежемесячно. Поэтому многие местные жители называют комплекс мечетью Эрдогана.

Комплекс включает в себя 6 минаретов, ставших символом шести главных столпов мусульманского вероисповедания. Высота их над землей от 90 до 107 метров. Главный купол мечети, окружность которого составляет 34 метра, возвышается над землей на 72 метра. И эти цифры тоже символичны: на территории мегаполиса проживает 72 национальности, а 34 – это международный автомобильный номер стамбульского региона. Центральный купол увенчан почти восьмиметровым шпилем. Единовременно в комплексе могут находиться около 63 000 человек. Своды здания украшены удивительной красоты мозаичной росписью, нанесенной с использованием современных технологических средств. Стены святыни украшены каллиграфией. Напольное покрытие — ковер в голубых тонах, сотканный вручную. Общая площадь этого полотна около 17 тысяч кв.м.

Стамбул. Вид на город с холма Чамлыджа

Религиозный комплекс включает не только главную святыню, но и другие сооружения: художественную галерею, библиотечный фонд, музей исламского и турецкого искусства, художественные мастерские, большой конференц-зал, вмещающий около 1000 посетителей. Рядом с мечетью оборудована автомобильная парковка на 3500 машин, а на цокольном этаже есть подземная парковка и бомбоубежище.

Высота мечети над уровнем моря — 263 метра. Место строительства выбрано не случайно: холм Чамлыджа, на котором возвышается святыня, можно увидеть из любого уголка города. Местные жители обожают это место. Сюда приезжают на семейные прогулки, новобрачные обязательно посещают наивысшую точку Стамбула в день бракосочетания. Виды отсюда открываются умопомрачительные! Можно сделать неповторимые фотоснимки на память.

Если вы оказались на азиатской стороне Стамбула, то здесь можно посмотреть ещё ряд достопримечательностей (Дворец Бейлербеи, Девичью башгю, крепость Андолу Хисары, телебашню Чамлыджа, тихие и спокойные районы Кузгунджук и Ускюдар).

Пролив Босфор. Девичья башня

Но рамки экскурсионной программы ограничены, и мы отправились обратно на европейскую сторону, на сей раз на грузовом пароме вместе с автобусом. На нижней палубе транспорт, а на верхней палубе всё для пассажиров и виды красивые.

Проплывали мимо одного из самых известных символов Стамбула – Девичьей башни. Жаль, что она сейчас на реставрации, но расскажу немного о ней.

Девичья башня, называемая еще Кыз Кулеси, расположена на небольшом каменистом острове. История этой уникальной постройки не имеет точных данных — ни года начала, ни завершения строительства. Это место стало свидетелем всего того, с чем столкнулся город Стамбул в течение своей истории. Первые достоверные сведения о башне появились около 400-х лет до нашей эры. Когда эти земли вошли в состав Османской империи, тут был построен маяк. За время существования постройки она послужила хозяйственным помещением, изолятором и даже тюрьмой.

Сегодня тут расположен ресторан и смотровая площадка, которые очень популярны среди туристов.

Как у любой интересной достопримечательности, у Девичьей башне есть собственные легенды о происхождении. Вот одна из сказочных версии о том, откуда же на острове возникла Девичья башня.

В древние времена правителем этих мест был грозный византийский император, главным сокровищем которого была его единственная дочь. Однажды аудиенции во дворце попросил ясновидящий, который напророчил, что девушка умрет в тот день, когда ей исполнится 18 лет. Император не мог допустить гибели принцессы, поэтому велел выстроить крепкую островную башню, а после этого заточил в нее собственную наследницу. Дочь императора была окружена любовью и лаской отца и ни в чем не нуждалась. Каждый день рождения она встречала в своей башне, и ничто не предвещало беды. Но в день ее восемнадцатилетия произошло страшное: император приплыл на остров, чтобы поздравить свою любимицу, и привез ей огромную корзину фруктов. Девушка обрадовалась подарку отца и поспешила открыть корзину. Но оказалось, что среди спелых плодов скрывалась ядовитая змея. Она ужалила принцессу, и отец так и не смог спасти её.

Если вам повезет больше, и реставрация будет закончена, то добраться до башни несложно. От причала Саладжак каждые 15 минут до неё ходят небольшие катера.

Стамбул. Магазин сладостей

Прибыл наш паром на пристань Эминёню, которая расположена на Европейской стороне исторической части города. А отсюда нас повезли в самый известный магазин сладостей Mall of Asil Efendi  на набережной. Здесь нам предложили продегустировать  разные виды рахат лукума, конфеты в шоколаде и гранатовый чай. Полки и прилавки с вкусняшками в изобилии. Глаза разбегаются, всё хочется попробовать.

В этот магазин советую заглянуть перед отъездом. Здесь вам всё красиво упакуют в вакуум, так что обязательно довезете сладкие подарки своим близким.

Турецкие сладости — неотъемлемая часть турецкой культуры  Со времен Османской империи и до сегодняшнего дня до нас дошло много традиционных рецептов сладостей, которые подавались даже султану. Сказать, что турецкие десерты разнообразны — не сказать ничего. Посещая Стамбул, да и любой другой турецкий город, будьте готовы не только к сложностям выбора традиционных сладостей, но и к набору веса!

Кстати, на улице Истикляль находится самая старинная кондитерская Стамбула -  Hafiz Mustafa Здесь готовят сладости высокого качества аж с 1864 года.

Стамбул. Музей Пера

На этом наша экскурсия закончилась, но я уже самостоятельно ещё кое-где побывала в этот день.

Очень была наслышана про Музей Пера. Эта выставка располагается в районе Бейоглу. Но была огромная очередь, решила не стоять. Но знаю, что там находится уникальная коллекция мер и весов, образцы восточной живописи и керамики.

Но самое главное, очень хотелось попасть в знаменитый отель «Пера Палас», где можно совершить целое путешествие в историю. Это уникальное место Стамбула, которое хранит тайны более 100 лет. Не получилось, совсем немного до него не дошла.

Отель "Пера Палас"

Этот отель «родился» благодаря знаменитому Восточному экспрессу — поезду, на котором в прошлом путешествовали из Парижа на Восток очень состоятельные пассажиры и важные персоны. Стамбул был тем местом, где гости могли остановиться и передохнуть, но вот гостиницы подобного уровня на тот момент не существовало. Так и появился в 1895 году первый лакшери-отель. Первый «европейский» отель Турции удивлял своей новизной: тут впервые после Османского дворца было проведено электричество, гости пользовались горячей водой и первым в Стамбуле электрическим лифтом.

Пера Палас не имел бы своей огромной популярности, если б не многочисленные исторические личности, гостившие здесь в разные времена: австро-венгерский император Франц-Иосиф, король Румынии Кароль I, персидские шахи и русские цари, президент Франции Валери Жискар д’Эстен, актрисы Сара Бернар и Грета Гарбо, шпионы Мата Хари и Ким Филби, артист Александр Вертинский, поэт Иосиф Бродский, писатели Эрнест Хемингуэй и Агата Кристи, режиссер Альфред Хичкок, художник Пьер Лоти, Лев Троцкий, Жаклин Кеннеди и другие.

Сегодня  в отеле есть комнаты, носящие их имена, но в них могут проживать гости.

Особой популярностью в отеле пользуется номер 411, где всегда останавливалась королева английского детектива Агата Кристи. Проживая в «Пера Палас» месяцами, Агата Кристи написала немало новых детективов, в том числе и один из самых знаменитых своих романов — «Убийство в Восточном Экспрессе».

Лишь один номер в отеле не сдается — №101 — это комнаты, где проживал основатель Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк. В его апартаментах теперь расположен полноценный музей, в котором хранятся личные вещи Ататюрка, многочисленные фотографии, документы и подарки, сделанные «отцу турецкой нации» иностранными гостями.

Отель, тщательно отреставрированный в 2010 году, сегодня представляет редкое сочетание гостиницы и музея. Очень жаль, не получилось туда попасть.

Стамбул. Музей невинности

А вот в ещё один интересный музей я попала — Музей невинности. Этот относительно новый музейный комплекс основан в 2012 прославленным турецким литератором Орханом Памуком. Экспозиция посвящена одному из самых знаменитых его романов с одноименным названием «Музей невинности». Всё здесь создавали точно по сюжету романа под чутким руководством автора, который специально приобрел дом «для своей героини» Фюсун. Все комнаты дома наполнены вещами из тех лет, которые тщательно отбирали на блошиных рынках.

Залы музея наполнены атмосферой романтики, пропитаны духом прошлого и тоской по былой любви, окутаны ореолом тех времен, когда еще не существовало ни телефонов, ни интернета. Видимо, по этой причине туристов (особенно влюбленных пар) так манит это не слишком разрекламированное, но очень атмосферное место. Ни один из посетителей не остается равнодушным к каждой детали экспозиции, будь то стоптанные туфельки или окурки в пепельнице. Всё увиденное вызывает желание прочесть роман от начала и до конца.

Продолжение следует…