При слове «Венеция» в воображении у многих рисуется романтическая картина — вечер, узкий канал, гондола медленно проплывает вдоль домом, вырастающих из воды; в гондоле влюбленная парочка, которой гондольер поет песню…

Венеция – вечный город романтики! Окутанный легкой дымкой, вызванной постоянной влажностью, он неустанно притягивает туристов со всех уголков мира. Чтобы уловить таинственную суть Венеции, нужно обязательно покататься на гондолах и побродить по его узким улочкам.

Исторический центр Венеции расположен на территории, пронизанной сотнями природных и рукотворных каналов, играющих роль городских улиц. Самый большой - Гранд-канал, вдоль его берегов возведены прекрасные дворцы и соборы, а в окрестностях сосредоточено большинство достопримечательностей «принцессы Адриатики».

Но все по-порядку…

Как добраться до этого исторического центра? Сначала мы долго-долго ехали по мосту Свободы. Это единственный мост, которым Венеция соединена с материком. Его длина почти 5 км, и по нему ездит железнодорожный и автотранспорт. Но в районе Площади Рима и железнодорожного  вокзала Санта Лючия «колесное» движение заканчивается. Дальше только по воде. Мы пересели на экскурсионный катер, и поплыли по каналу Джудекка. Это одна из двух главных водных артерий Венеции. Протяжённость канала около 3-х километров, ширина — от 150 до 300 метров. Глубина его достаточна для прохождения круизных судов. Экскурсия по этому каналу подарила массу незабываемых впечатлений, поскольку на всем его протяжении расположено немало интересных сооружений, возведенных ещё в эпоху средневековья.

На острове Джудекка на берегу одноименного канала стоит историческое здание бывшей мельницы Стуки. Здание построено в 1895 году в неоготическом стиле. Это величественное сооружение из красного кирпича занимает почти половину острова. В 2007 году была проведена большая реконструкция здания, и сейчас в нем расположен шикарный 5-звездочный Отель «Hilton».

Церковь Иль-Реденторе. Чума посетила Венецию в 1575 г., всего за год ушли из жизни 50 тыс. человек, страх опутал всех, от нищих до аристократов. Дож Себастьяно Веньер дал обет возвести церковь невиданной красоты, если Спаситель избавит город от мора. И произошло чудо - чума отступила, Совет Десяти поручил великому зодчему Андреа Палладио реализацию проекта храма «Святейшего Искупителя». Белоснежная громада выросла у самой воды на берегу острова Джудекка. К главному входу ведут 15 ступеней, символизирующих восхождение к вере, как и в иерусалимском храме Гроба Господня.

Церковь Санта-Мария-дель-Розарио. Эта доминиканская церковь так же находится на берегу канала Джудекка. Вместе с небольшой церковью Санта-Мария-делла-Визитационе они составляют самый большой монастырский комплекс Венеции. При её строительстве для поддержки огромного фасада в землю были вбиты 270 свай. А тяжёлый треугольный фронтон держат гигантские коринфские колонны. На центральном портале в четырех нишах статуи добродетелей: Справедливости, Благоразумия, Храбрости и Умеренности.

Собор Сан-Джорджо-Маджоре был возведен на месте разрушенного бенедиктинского монастыря в начале 17 века. Его строительство заняло больше 40 лет, за которые успел умереть главный архитектор Андреа Палладио, поэтому достраивали храм его ученики. При Наполеоне Бонапарте здания сильно пострадали, так как использовались в качестве казарм. Только в середине 20 века Сан-Джорджо-Маджоре был отреставрирован его новым владельцем графом Витторио Чини. Собор стоит на небольшом одноименном острове. Белоснежный каменный фасад с 4 колоннами выглядит торжественно, остальные стены выполнены из красного кирпича и эффектно контрастируют с ним. Квадратная колокольня собора из красного кирпича построена в конце 18 века, через 20 лет после того, как рухнула ее предшественница. На башне есть смотровая площадка, с которой открывается красивый вид на Венецию, в том числе на расположенную напротив площадь Сан-Марко.

Церковь Санта-Мария-делла-Салютеолицетворение стиля барокко. Этот красивейший храм возвышается на стрелке Джудекки и Гранд-канала, прямо напротив Дворца Дожей. Он был возведен в знак благодарности Богу за чудесное избавление Венеции от чумы. В 1630-31 годах в городе опять свирепствовала страшная болезнь, во время эпидемии умерла почти треть всего населения Венеции. Когда болезнь отступила, власти приняли решение о постройке нового храма в честь спасения города. Дож Николо Контарини одобрил проект собора 26-летнего архитектора Бальтазара Лонгена, и строительство Санта-Мария-делла-Салюте началось. Однако дело затянулось - храм был готов лишь спустя 50 лет. Освящение собора проходило уже после смерти зодчего. Стоит отметить, что возведение здания в городе на воде оказалось весьма непростой задачей. Так, например, для закладки фундамента потребовалось более миллиона деревянных свай, которые были забиты в дно Гранд-канала.

Это вид со стороны канала на главную площадь Венеции Сан-Марко. Нас высади недалеко от неё и повели в стеклодувную мастерскую. На наших глазах мастер создал фигурку коня. Смотрите в ролике, как виртуозно он это делает. А в конце, на свежеизготовленную фигурку он кладет лист бумаги, и тот вспыхивает, т.к. стекло ещё не остыло. При этой мастерской есть магазин муранского стекла, которым славится Венеция. Здесь можно купить понравившиеся изделия, они совсем не дешевы, но очень красивые (см.ролик).

Рядом с мастерской — церковь Ла Пьета. Известна она, прежде всего, своей уникальной акустикой и тем, что на концертах проходящих в ее стенах в начале XVIII века дирижировал сам Антонио Вивальди. И сейчас здесь постоянно проводятся концерты классической музыки.

Мы идём дальше по Славянской набережной Венеции к площади Сан Марко. Переходим по Соломенному мосту через Дворцовый канал. Здесь стоит памятник Виктору-Эммануилу II, королю-объединителю Италии. Под лапой у льва, результаты референдума о присоединении Венеции к объединенной Италии. С одной стороны монумента — слабый лев и удрученная женщина (Венеция) со сломанным мечом и щитом, на котором выбита дата — годы 1848—1849, когда в Венеции произошло восстание против австрийского господства, завершившееся поражением. С другой стороны — сильный лев и торжествующая Венеция, символизирующая присоединение к Италии в 1866 году. Памятник этому королю есть так же в Риме на площади Венеции.

Это место всегда переполнено туристами, продавцами сувениров и картин. Здесь же находится причал Большого канала и стоянка гондольеров.

Площадь Сан-Марко

Первое, что приходит в голову при упоминании о Венеции, это Площадь Святого Марка с тучами голубей и толпами туристов. Эта площадь знаменита не только этим, а главным образом, немалым количеством исторических зданий по периметру - здесь не найдёшь «средненького» строения. Обилию достопримечательностей на одной площади мог бы позавидовать любой европейский город.

Знакомство с площадью Сан-Марко начинается с «предбанника», ласково называемого местными «пьяцетта» - «площадочка». Это прямоугольное пространство, в конце которого возвышается колокольня Святого Марка, обозначающая начало большой пьяццы.

Колонны Святого Марка и Святого Теодора – первая достопримечательность, встречающая посетителей Сан-Марко. Колонна Святого Марка увенчана бронзовым крылатым львом весьма почтенного возраста - оно было отлито в 5 веке до н.э. Колонна Святого Теодора увенчана статуей этого святого, покровителя Венеции. Крокодил у ног Святого Теодора символизирует могущество города на морях.

Колокольню Кампаниле на площади Сан-Марко можно рассматривать как самостоятельную достопримечательность, причем очень интересную. Свою историю колокольня ведет еще с 8 века - тогда на этом месте находилась часовая башня. В 1514 году она приобрела современный вид. Её высота 98,6 м. Кампаниле была одновременно и маяком для кораблей, и сторожевой башней. Шахта башни в Средневековье использовалась для пыток провинившихся горожан. В 16 веке на колокольне установили шпиль с флюгером в виде золотого ангела. Многие известные люди восхищались ей. Интересно, что Галилей продемонстрировал первый в мире телескоп именно на колокольне Сан-Марко, а поэт Гете, поднявшись на смотровую площадку Кампаниле, был поражен красотой моря.

В 1902 году колокольня Кампаниле рухнула. Перед этим она дала трещину, и весь город ждал крушения башни. Наверное, именно поэтому никто из людей не пострадал. Венецианцы приняли решение восстановить башню. Работы шли в течение 9 лет, в 1912 году ее открыли заново.

Обязательно поднимитесь на колокольню, если будете в Венеции, чтобы насладиться потрясающим видом с высоты птичьего полета на город и всю венецианскую лагуну с островами.

Дворец Дожей — один из символов Венеции и шедевр венецианской готики. А для местных жителей он является хранителем их истории и главным действующим лицом многих важных событий Венецианской Республики на протяжении всего периода ее существования (с VIII по XVIII века). Строительство дворца началось приблизительно в IX веке, впоследствии он неоднократно реставрировался после пожаров. В течение столетий он служил резиденцией правителей Венецианской Республики – дожей. Кроме того, во дворце проводились заседания совета, сената, судебного ведомства. Парадный балкон на фасаде служил трибуной для дожа, который таким образом приветствовал народ и гостей, подплывающих по Большому каналу. С прекращением существования Республики, с 1797 года дворец некоторое время служил зданием администрации Наполеона. С 1923 года и по настоящее время дворец является музеем. Жаль, что в рамки нашей экскурсии не входило посещение этого музея.

Белоснежное здание в стиле ренессанса обращено одним фасадом на Большой канал, другим на Дворец Дожей. Это самая большая библиотека в Венеции, национальная библиотека Св.Марка («Марчиана»). Она может гордиться своим фондом, в котором насчитывается помимо миллиона печатных изданий примерно 13 тыс. рукописных документов и более 24 тыс. книг эпохи начала книгопечатания в 16 веке. «Стартовым капиталом» (в смысле книжного собрания) и одной из жемчужин нынешней коллекции стал для библиотеки щедрый подарок византийского гуманиста, учителя и коллекционера кардинала Бессариона, передавшего ей 750 рукописей. Нынешнее прекрасное здание библиотеки, обильно декорированное арками, колоннами и скульптурами, появилось позже основной коллекции. Его начали строить в 1537 г. по проекту Джакопо Сансовино. Спустя несколько десятков лет здание достраивал архитектор Винченцо Скамоцци.

Собор Святого Марка — главный собор Венеции и одна из самых посещаемых достопримечательностей. Его история началась в 9 веке. В 828 году два венецианских купца похитили из Александрии останки святого Марка и на корабле привезли их в Венецию, укрыв в корзине среди овощей и свиных туш, избежав, таким образом, проверки мусульман. Мощи святого были встречены с большими почестями, и венецианский дож приказал на месте двух предыдущих церквей построить новую, в которой бы хранилась реликвия. Собор строился и перестраивался на протяжении столетий, в его архитектуре присутствуют византийские, римские и венецианские элементы. Нынешний облик собор получил к концу 15 века. Фасад базилики – это шедевр готической скульптуры, украшенный многочисленными колоннами, арками, шпилями, барельефами. Настоящие жемчужины внутреннего убранства - купольные мозаики на библейские темы. Кроме того, здесь можно увидеть многие предметы искусства, привезенные из Константинополя еще во времена крестовых походов.

Часовая башня Святого Марка таит в себе множество интересных «фишек». Начнём сверху: обратите внимание на бронзовые статуи старика и юноши, бьющие в колокол: первый за 5 минут до окончания часа, второй - через 5 минут после его начала, символизируя, таким образом, ушедшее время и будущее. Чуть ниже можно увидеть льва с раскрытой книгой - символ Венеции, ещё ниже - Богородицу с младенцем Христом, наконец, роскошные сине-золотые часы на 24 деления, богато украшенные эмалью и позолотой. По этим часам можно узнать не только время, но и текущий знак зодиака и фазу луны. А ещё в праздники Богоявления и Вознесения створки раздвигаются и появляются фигурки ангела с трубой и трех волхвов. Они кланяются Мадонне и удаляются. Сложность механизма на часовой башне невероятна. В голове не укладывается, что люди, сотворившие это чудо, жили в 15-16 веках, когда многие законы физики и астрономии еще не успели открыть.

Теперь о самой площади Сан-Марко. Она имеет форму неправильного прямоугольника. Около Собора Святого Марка ее ширина составляет 82 метра, а в глубине, около Ала Наполеоники — всего 56 м.
С трех сторон Площадь Святого Марка окружают здания с колоннами в стиле барокко. Справа от Собора находится Часовая башня. Рядом с ней длинная колоннада Здания Старых Прокураций — места заседания венецианского правительства. Старые Прокурации были построены в 1480 году. Спустя 50 лет с возрастанием объема работы правительственные здания пришлось расширять, и напротив них были построены здания Новых Прокураций, очень похожих на Старые.

Завершил формирование облика Площади Сан-Марко Наполеон в 1810 году. Между зданий Старых и Новых Прокураций было здание церкви, однако Наполеон решил сделать облик площади более гармоничным и на  месте церкви появилось Ала Наполеоника (Крыло Наполеона), где располагался бальный зал и его личные покои. Сейчас в зданиях Старых и Новых Прокураций на Площади Святого Марка располагаются музеи, а также известные кафе „Флориан“ и „Квадри“.

«Флориан» называют вообще первым кафе страны. В нынешнем виде он был открыт в 1720 г. Кофейня была очень популярной, здесь собирались наполеоновские и австрийские офицеры, сюда приходили не просто выпить чашку кофе, но перекусить, посудачить и даже провернуть деловую сделку. Все известные люди, которые приезжали в Венецию с середины 18 века, обязательно «отмечались» во «Флориане». В частности, здесь абсолютно точно были Казанова, Хемингуэй, Руссо, Байрон, Гете, Диккенс, Иосиф Бродский и Игорь Стравинский. Неотъемлемая особенность кафе - его мини-оркестр. Музыканты играют под небольшим навесом, и без них уже невозможно представить площадь Сан-Марко. Другая неотъемлемая особенность «Флориана» — его космические цены. Что и неудивительно, поскольку люди, приходят сюда не за кофе, а за атмосферой.

И ещё, о голубях на площади Сан-Марко... Откуда пошла традиция кормить голубей на площади?

Однажды, в год завершения строительства базилики Сан-Марко, среди даров дожу была обнаружена клетка с двумя голубями. Птиц выпустили из клетки, они вылетели наружу и уселись на арке фасада только что освященной базилики. Это было истолковано как очередное чудо святого Марка, который таким образом дал знать, что он покровительствует этим птицам. Дож издал декрет, по которому обязался кормить эту пару голубей и всё их потомство.

Лишь в декабре 2008 года, в разгар эпидемии птичьего гриппа, городские власти запретили продажу на площади Сан-Марко корма для голубей. С тех пор активисты организаций по защите животных провели уже несколько акций протеста, так как птицы начали голодать. Недовольны и лавочники, которые продавали корм, позволявший им заработать себе на кусок хлеба. Акцию против „мучений голодом птиц“ поддержали многочисленные туристы. Особенно активны были дети.

Однако с активистами защиты животных не согласны большинство местных жителей. По данным мэрии, каждому жителю Венеции голуби обходятся в 275 евро в год, которые идут на очистку загаженных пометом памятников и уборку площади.

Короче говоря, „голубиная война“ в Венеции продолжается, и пока в ней нет победителя. А вот проигравшие есть — это влюбленные, приезжающие со всего мира скрепить свой союз узами брака в одном из самых романтичных городов планеты. Во избежание привлечения дополнительных стай голубей в Венеции с недавнего времени действует запрет на разбрасывание риса над молодоженами при выходе из церкви — на счастье, как считается в Италии. А значит, еще одной красивой традицией стало меньше.

И действительно, голубей на площади мало, я представляла несколько другую картину…

Вместе с экскурсоводом мы прошли ещё по нескольким узким улочкам Венеции, познакомились с другими не менее интересным достопримечательностями. А потом погуляли и самостоятельно по кварталу Кастелло. Этот квартал является самым большим районом Венеции: он простирается от моста Риальто к востоку от центра города. Вот некоторые его достопримечательности:

Ла Фениче – знаменитый оперный театр. Открылся театр в 1792 году. Название его переводится как «Феникс». Вполне возможно, оно и определило его судьбу: театр дважды сгорал практически дотла, в 1837 и 1996 годах, и каждый раз возрождался. Несмотря на пожары, «Ла Фениче» был и остаётся третьим по значимости оперным театром в Италии, после Миланского театра «Ла Скала» и неаполитанского Сан-Карло. Среди исторических премьер, состоявшихся в «Ла Фениче» — «Риголетто» и «Травиата» Верди. В 2003 после 8-летней реставрации театр снова открылся «Травиатой».

Церковь Сан-Дзаккария была построена в IX веке, когда венецианцы завладели мощами Святого Захария, отца Иоанна Крестителя. Церковь, как и многие другие соборы Венеции, перестраивали очень много раз: в XII веке в романском стиле, в XIV веке в готическом, в начале XV — в позднеготическом, в конце XV — в ренессансном.
Площадь Кампо Сан-Дзаккария, на которой возвышается этот собор, служила сценой для многих трагедий в истории Венеции. Площадь была пристанищем бандитов и политических преступников: здесь убили дожа Витале-Микиэля I, вследствие чего следующий правитель велел уничтожить окружающие площадь дома и ввел запрет на строительство. Запрет нарушили лишь в 1948 году, когда строили отель Danieli.

Церковь Санта-Мария Формоза на одноименной площади имеет два равноценных фасада. Один из них украшает статуя Винченцо Капелло, венецианского адмирала, прославившего в борьбе против турок. Второй фасад выходит на площадь. Кроме фасадов стоит обратить внимание на колокольню, особенно её верх, декорированный лепниной и множеством изящных деталей (см.ролик). «Formosa» в переводе с итальянского означает «хорошо сложённая, с пышными формами». Здание церкви полностью соответствует названию. Она широка, но изящна, уютная, приятна для взгляда и очень обаятельна. Площадь Санта-Мария Формоза такая же обаятельная и уютная, как и церковь. Она широкая и свободная, здесь много кафе и ресторанчиков, есть отели. За церковью находится ренессансный Палаццо Малипьеро Тревизан, отделенный от площади каналом сразу с тремя мостиками.

Церковь Сан-Джорджо деи Гречи была построена в середине XVI века. Инициатором строительства выступила греческая община, она и покрыла расходы на строительство. В отличии от большинства церквей в Венеции  эта церковь является православной, здесь проходят службы и на русском языке.

Падающая башня на фото является колокольней этой самой церкви. В 1770 году наклон сооружения был равен 80 см, а в настоящее время этот показатель составляет уже 180 см. Причиной уклона башни являются смещение и разрыв элементов фундамента. Построена колокольня в 1463—1464 годах в архитектурном стиле Ренессанса. Сооружение полностью одето в плиты из истрианского камня, вес которых также послужил причиной наклона колокольни.

Случайно вышли на небольшую площадь с памятником. На постаменте начертана только фамилия – Манин. Как оказалось, это памятник Даниэлу Манину, итальянскому адвокату, политическому деятелю, патриоту Венецианской республики. В 1848 году он возглавил восстание против засилья австрийцев в Венеции. После провала обороны и прихода австрийцев к власти в 1849 году был отправлен в изгнание. Прах Манина вернулся на родину в 1868 году, его саркофаг с почестями был установлен у северной стены Базилики Сан-Марко. Не случайно подножие памятника Манину охраняет бронзовый Лев Святого Марка. Что интересно, последний венецианский дож, который запятнал себя тем, что сдал Венецию Наполеону без боя, тоже был Манин. Даниэл очень хотел вернуть своей фамилии добрую славу в Венеции. И ему это удалось.

Гуляя по Венеции, мы видели очень много колодцев. Они имеют разную форму, некоторые сделаны из оснований или капителей колонн разных старинных зданий. На многих сохранился красивый орнамент. Все они закрыты железными крышками, и являются уже нерабочими. Колодцы проектировались и устанавливались для добывания питьевой воды. Они были тщательно изолированы от морской воды каналов.

Во многих местах у стен домов стоят деревянные подмости на случай подтопления улиц (см.ролик). Венеция страдает от наводнений на протяжении всей своей истории. Феномен «высокой воды» характерен для города, лежащего на нескольких островах в лагуне Адриатического моря. Повышение уровня моря, как правило, происходит осенью и весной. Уровень воды поднимается также из-за дождей и сильного ветра. В это время жители города и туристы ходят по улицам в высоких резиновых сапогах. Это ежегодное явление становится все сильнее из-за изменения климата.

А ещё, на пути нам встречалось множество магазинов, которые пестрят сувенирами, среди которых выделяется огромное количество масок. Как известно, Венеция — это город масок! Более того, каждая маска имеет свое название и свою историю. И если вы приобретаете маску на память о Венеции, то с выбором нужно быть аккуратнее. Советуют выбирать маски солнечные, веселые и избегать грустных. Кроме масок, популярные сувениры – ажурные веера, изделия из муранского стекла и кружева ручной работы с острова Бурано.

И, конечно, мы ходили и любовались многочисленными каналами и разнообразными мостиками через них. Мелкие каналы, капиллярами пронизывающие районы Венеции, носят название „рио“ (rio). Рио бывают естественными и искусственными (искусственные отличаются более чёткой геометрией). Они позволяют легко добраться до отдаленных районов города. Берега каналов плотно застроены жилыми зданиями. В некоторых случаях вдоль кромки воды проложены тротуары, в других – стены домов уходят в воду, не оставляя прохода. Эти маленькие канальчики-рио весьма живописны. Именно по ним и передвигаются на гондолах.

Об этом более подробно...

Венецианская гондола – один из главных и наиболее узнаваемых символов города. Побывать в Венеции и не покататься на гондоле – все равно, как съездить в Париж без подъема на Эйфелеву Башню.

Гондола во все века являлась главным средством передвижения по каналам города. Сейчас гондолы больше служат для развлечения туристов, которых в Венеции хватает.

Желающих войти в число венецианских гондольеров очень много, но лицензии на работу гондольером, в основном, передаются по наследству от отца к сыну, потому и попасть в число гондольеров человеку со стороны очень даже непросто. Сегодня в Венеции ограниченно количество гондольеров, их всего 425 человек, раньше их было тысячи. Стать гондольером — непростая задача, нужно серьёзно подойти к этому вопросу, долго готовиться, учиться и сдать много экзаменов: по английскому языку, знать географию Венеции и, конечно же, практика вождения, маневрирование гондолой по узким каналам Венеции. Гондольер должен повернуть даже в самом узком месте с помощью единственного весла, не зацепив ничего. Венецианский гондольер – это не работа и не профессия, это призвание и искусство!

Традиционная одежда гондольера: черные туфли и брюки, полосатая рубаха и соломенная шляпа с ленточкой. Кстати, фирменная шляпа надета на них, когда гондола свободна. По каналам они катают туристов без шляп. А за дополнительную плату они еще и поют, и рассказывают истории о домах, мимо которых проплывают.

Немного о самой гондоле...

На лодках в Венеции передвигались всегда. По узким каналам лодкам с пассажирами и различными товарами было трудно разминуться. Поэтому  гондолы старались делать как можно уже, а для увеличения их грузоподъемности длина лодки была максимально увеличена.

Стоимость венецианской гондолы, как цена хорошего автомобиля, примерно 40 тысяч евро. Лодку мастер делает под конкретного человека, хотя есть чётко установленные размеры и внешний вид. Конструкция гондолы уникальна, ничего подобного нет нигде в мире. Длина ассиметричной лодки 11 метров, ширина 1,4 метра, левый борт на 24 см выше, чтобы гондольер мог управлять лодкой, стоя сбоку. На носу гондолы установлено высокое массивное украшение — ферро (ferro) в виде гребня из 6 полос по числу районов города, выполненное в s-образной форме, что напоминает изгибы Гранд-канала. Закругление сверху напоминает шляпу правителя — дожа. Весит ферро около 30 кг и служит противовесом гондольеру, стоящему на другом конце гондолы. Так же ферро помогает определить, может ли гондола проплыть под мостом по высоте.

Гондолу можно вполне считать произведением искусства. Для её изготовления требуется до 10 сортов древесины, 280 деталей гондолы вытачивается вручную. Готовая лодка покрывается несколькими слоями особого лака черного цвета.

Почему черного цвета? На этот счет есть несколько версий. По первой, они стали черными в 1562 году, когда в Венеции была эпидемия чумы, и на гондолах нередко перевозили трупы умерших. По другой, решено было убрать все громоздкие украшения с лодок и сделать их одинаковыми, ибо некоторые излишне увлекались, и порой такие лодки с трудом передвигались. Самая романтическая версия — гондолы стали делать черными и одинаковыми, чтобы не выделяться под покровом ночи, ведь на них плавали влюбленные к своим дамам сердца.

Сегодняшние гондольеры украшают свои лодки ковриками, бархатными накидками на сидения, кисточками, цветами, бронзовыми фигурками, но меру соблюдают.

Ещё есть давняя традиция — проплывая под мостами Венеции на гондоле, надо целоваться с любимым или хотя бы делать это мысленно, если половинки рядом нет, чтобы обрести вечное счастье.

Всего в Венеции более 400 мостов, больших и маленьких, знаменитых и не очень, но одинаково необходимых в инфраструктуре города.

Но только под одним из них целоваться не стоит. Мост Вздохов соединяет Дворец Дожей со зданием тюрьмы, поэтому романтикой в этом месте не пахнет. По этому мосту в Средние века проводили осужденных. Именно они-то и вздыхали, когда в последний раз видели белый свет именно с этого моста, переходя из Дворца Дожей, где проводились заседания суда, в здание тюрьмы.

Дело в том, что в те времена из тюрьмы практически никому не удавалось выйти на свободу из-за плохих условий содержания. Кстати, именно из-за своей специфики этот мост имеет стены и крышу. Знаменитый Казанова тоже когда-то шел по мосту Вздохов. Однако, он оказался единственным человеком, который смог убежать из тюрьмы.

Мост Вздохов выполнен в стиле барокко и украшен роскошной резьбой по белому мрамору. Сегодня эта достопримечательность считается одной из самых популярных в Венеции.

Прогулка на гондоле рассчитана в большей степени на туристов. Местные жители передвигаются по городу больше общественным транспортом – вапоретто. Это специальные катера со своими маршрутами – что-то вроде речного трамвайчика.

По всей Венеции оборудованы выходы к воде, к которым по необходимости причаливают лодки. Стоянки гондол повсюду — это ряды длинных деревянных шестов, называемые палинами, вбитых в дно канала. Сваи же, собранные в виде шалашика, указывают фарватер движения судов — их можно увидеть на канале Джудекка.

Здесь кругом вода и большое количество свай. Я думаю, все знают, что Венеция построена на сваях из лиственницы. В морской воде это дерево становится, словно железо, но для этого свая должна быть погружена в воду полностью.

Обратно, к месту стоянки нашего автобуса мы плыли на маленьком вапоретто по Гранд-каналу. Это было восхитительно!  По Большому каналу передвигаешься, словно по музейной галерее. Такая красота с обеих сторон! Не успевали вертеть головой, а ещё надо было все это запечатлеть на камеру…

Большой канал или Гранд-канал – главный канал Венеции длиной около 3,8 километров в форме буквы «S», делящий исторический центр города на две части. Ширина канала от 30 до 70 м, максимальная глубина – 5 м. Он берёт свое начало у Моста Свободы и заканчивается перед Дворцом Дожей, где сливается с каналом Джудекка. Мы же плыли по нему в обратном направлении. По сути, Гранд-канал — это главная венецианская улица. Правда, на традиционную улицу он мало похож — у него даже нет набережных. Роль своеобразных берегов выполняют фасады домов. Прогулку по Гранд-каналу мы запомним надолго, потому что самые красивые здания Венеции расположены именно здесь. Смотрите в ролике дворцы и церкви, которые успела снять.

Ещё раз полюбовались на церковь Санта-Мария-делла-Салюте со стороны Гранд-канала (о ней я уже писала выше).

Берега Гранд-канала соединяют мосты, их всего лишь четыре: мост Академии, мост Риальто, мост Скальци и мост Конституции.

Мост Академии имеет длительную историю, связанную с многочисленными сносами моста и построениями более усовершенствованных его версий на одном и том же месте. Мостом Академии соединены  два социально важных района Венеции — Дорсодуро и Сан-Марко. Своим именем этот мост обязан известному итальянскому художественному музею Галереи Академии, в чью честь он был назван.

Дворец Ка ‘Реццонико назван по имени семьи Реццонико, купившей недостроенное здание в 1648 году. Затем здание переходило из рук в руки. В 1935 году город приобрел это палаццо и начал преобразовывать его в музей венецианского искусства, в котором в неизменном виде сохранился весь интерьер 18 века.

 

Мост Риальто смело можно назвать одним из символов Венеции. Пожалуй, именно на этом мосту собирается самое большое количество туристов. Дело в том, что это самый первый и самый старый мост через Гранд-канал. Ко всему прочему, он находится в самой узкой части канала.  Размеры моста Риальто скромные: максимальная высота в центре — 7,5 метра, общая длина — 48 метров. А вот опоры моста впечатляют — 12 тысяч свай, забитых в дно Гранд-канала! Сегодня на мосту расположено 24 сувенирных магазина.

По соседству с мостом Риальто расположен одноименный рынок. Рынок Риальто существует уже более тысячи лет. Когда между материковой и островной Венецией не существовало моста (сейчас это мост Свободы), овощи и рыбу в Венецию подвозили на лодках. Каждое утро крестьяне и рыбаки загружали свои лодки товаром, везли его на рынок. Нынешнее здание рынка Риальто было построено в 1907 году в неоготическом архитектурном стиле по проекту архитектора Доменико Руполо. Все путеводители отмечают его как одну из достопримечательностей Венеции, поэтому сюда приходят не только за покупками, но чтобы посмотреть и пофотографировать.

Дворец Ка’д’Оро поражает ажурной кружевной отделкой. Не верится, что все это сделано из камня — разноцветного мрамора. Некогда фасад этого дворца украшала самая изысканная и дорогая отделка того времени, включая росписи, киноварь, ультрамарин и тонкое листовое золото, отчего палаццо и получило свое название Кад’Оро — «Золотой дом». За свою историю дворец сменил много хозяев. Разумеется, владельцы вносили свои коррективы в архитектурный облик здания. Так, в 1846 году Золотой дом выкупил русский князь Александр Трубецкой и подарил балерине Марии Тальони. По её указанию дворец стали переделывать.

В 1894 году Ка’д’Оро купил барон Джорджио Франкетти, решивший во что бы то ни стало вернуть зданию первоначальный облик. Кроме того, Франкетти был ценителем искусства и собрал огромную коллекцию картин, скульптур, керамики и старинной мебели. После его смерти все эти экспонаты перешли в собственность города, и в 1927 году в Ка’д’Оро открылась галерея Франкетти, которая стала известной во всем мире.

Церковь Сан-Джеремия стоит на пересечении каналов Большого и Канадрежи. Со стороны каналов это ничем не примечательное здание, но хорошо заметна кирпичная романская колокольня 11 века. Сан-Джемерия построена в конце 18 века, а вот колокольня одна из самых древних в Венеции – постройка 11 века. Несмотря на свою скромность, Сан-Джемерия притягивает к себе верующих. Причина этого мощи Святой Лючии Сиракузской — раннехристианской мученицы, покровительницы слепых.

Мост Скальци находится недалеко от железнодорожного вокзала Санта Лючия. Соединяет районы Санта-Кроче и Каннареджо. Перевод названия моста — «Мост босоногих». Название появилось из-за одноимённой церкви босоногих монахов-кармелитов, находящейся рядом. В 1932 году на смену железной конструкции пришел изящный каменный мост с одним пролетом высотой около 7 метров. Особенностью моста Скальци стало то, что его широкие у основания ступени постепенно сужаются, а в верхней части, в самой середине, ширина площадки всего 80 сантиметров. И еще: это самый «громкий» мост в Венеции. Многочисленные пассажиры, следующие от вокзала и к вокзалу, колесиками своих чемоданов создают характерный шум, цокая ими по ступеням моста.

Церковь Сан-Мария-дель-Джильо названа в честь Святой Марии дель Джильо. Слово „Giglio“ с итальянского переводится как „лилия“ и название Церкви посвящено лилии — подарку архангела Гавриила Святой Деве Марии в День Благовещенья. Фасад здания выполнен в стиле позднего барокко  и посвящен роду Барбаро, финансировавшему его восстановление после пожара. Прямо на фасаде в нишах несколько скульптур: Антонио Барбаро — глава семейства, его сыновья и другие представители династии. Фасад Церкви впечатляет своей оригинальностью и роскошным видом.

Церковь Сан-Симеоне Пикколо – впечатляющая архитектурная и религиозная достопримечательность Венеции. Расположена она напротив железнодорожного вокзала Санта Лючия. Возведена в первой половине 18 века на месте более раннего места поклонения Святому Симеону.
Это небольшое здание с роскошным неоклассическим порталом — богато декорированный портик и четыре мраморные колонны. Сверху находится огромный купол, он фактически равен объему самой церкви. Известно высказывание Наполеона по поводу величины этого купола: «Я видел церкви без купола, но купола  без церкви — никогда». Купол покрыт медью необыкновенного цвета и служит аудиторией. На нем возвышается статуя Спасителя.

Мост Конституции — эта во многих отношениях спорная венецианская достопримечательность появилась в городе в 2008 г. Автором проекта стал знаменитый испанец Сантьяго Калатрава. Он перекинул мост через Гранд-канал, связав, таким образом, центральный железнодорожный вокзал города с Римской площадью. Еще на стадии строительства мост вызвал волну народной критики. В первую очередь, жители города были недовольны тем, что новый мост выглядит слишком современно и не вписывается в средневековый венецианский архитектурный ансамбль.

Неофициальное название моста Конституции — «Четвёртый мост», поскольку именно таков его порядковый номер среди всех мостов на Гранд-канале. Сам мост сделан из железобетона, ступени из мрамора. Особо прочным стеклом оформлены парапеты с бронзовыми перилами.

Ещё мы проплыли под широким каменным мостом Свободы, он проходит как раз над местом выхода Гранд-канала в лагуну.

А это интересное сооружение — воздушная монорельсовая дорога People Mover di Venezia (Пиплмувер). На нем можно доехать до площади Рима от парковок на острове Тронкетто. Вагоны движутся по эстакаде на основе тяговой силы (по принципу фуникулера). Сама эстакада очень похожа на рыбий скелет или хребет динозавра, кому как нравится.

А мы прощаемся с самым романтичным городом не только Италии, но и всего мира.
Уже много веков ему предрекают полное затопление, но он, как птица феникс, воскресает из воды, оставляя на своём теле множественные «шрамы» от пережитых потопов. Венеция отважно борется за свое существование, стараясь не сдаваться наступающему морю. Успейте побывать в нем. Вам обязательно понравится!

На этом я заканчиваю серию статей о поездке в Италию. Если Вы хотите почитать предыдущие, ищите их в рубрике «Мои путешествия» или в окне поиска (вверху справа) забейте название города, о котором хотите узнать больше.

На странице «Контакты», что в «шапке» сайта, есть ссылки на все мои контакты и группы в социальных сетях. Если Вам нравятся мои публикации и видеоролики, заходите по ссылкам и подписывайтесь в группы.

Будем путешествовать вместе!