Италия (Неаполь-Помпеи)
Южная столица Италии встретила нас проливным дождем. Но пока мы ехали по его улицам, дождь почти закончился, а через час уже светило солнце. Пешеходная экскурсия по городу началась на берегу Неаполитанского залива. Небо над морем ещё хмурилось, поэтому знаменитый Везувий скрывался в дымке (см.ролик).
Неаполь — очень древний город, был основан ещё древними греками примерно в 8 веке до н.э. А его название переводится как «новый город». Он имел важное значение для Греции и был важным центром торговли. Позднее Неаполь стал римской колонией и воротами, через которую древнегреческая культура вошла в римскую.
На протяжении всей истории Неаполь был свидетелем жестоких сражений, и многие цивилизации стремились завоевать его. Греки, римляне, испанцы, французы, каждый из этих народов оставил свой след. Здесь на узких улицах среди старых зданий, древних достопримечательностей, старинных церквей застыла настоящая история.
Кастель-дель-Ово (Замок Яйца) — комплекс башен разных эпох, похожий на большой каменный корабль. Считается, что именно здесь началось строительство Неаполя. Древний замок гордо возвышается на отдельном островке у самого берега моря и соединен с материковой частью длинным мостом. Он был построен в 12 веке на развалинах христианского монастыря. Замок носит свое негласное название по нескольким причинам. «Ово» в переводе с итальянского означает «яйцо», которое напоминает замок по своей вытянутой форме. Другая причина: старинная легенда говорит, что величайший итальянский поэт Вергилий спрятал глубоко в тёмных подвалах замка яйцо. Пока яйцо лежит нетронутым, будет неприкосновенным стоять Неаполь.
Собор Святого Януария (Собор Успения Святой Марии) или Дуомо — кафедральный собор и самый главный храм Неаполя. Построен в 13 веке Карлом I Анжуйским на фундаменте древних церквей. Это здание сочетает в себе множество стилей, включая готику, ренессанс и барокко.
Главная достопримечательность Дуомо — часовня святого Януария – покровителя Неаполя. Центральное место часовни – бюст Януария из золота и серебра, украшенный пышными одеждами и драгоценностями.
Такое благоговение перед святым Януарием отнюдь не случайно, в 16 веке Неаполь пребывал в упадке, после затяжной войны с Францией и Испанией. В 17 веке к несчастьям добавилось мощное извержение Везувия, которое грозило затопить город горячей лавой. Искренняя вера в Януария и счастливое стечение обстоятельств оберегли жителей Неаполя от беды. С тех пор его авторитет непоколебим для любого католика и неаполитанца.
Еще одна реликвия, которую столетиями хранит собор святого Януария — сосуд с его кровью. Когда реликвию дважды в год демонстрируют верующим (в первую субботу мая и 19 сентября), кровь необъяснимым образом закипает, вновь становясь жидкой. Горожане в Неаполе верят, что если чудо не происходит, то город ожидают беды и несчастья. Одним из таких случаев стало землетрясение 1979 года, унесшее в Неаполе тысячи жизней.
Мы приехали в Неаполь как раз 19 сентября. Наш экскурсовод по Неаполю рассказала, что в этот праздничный день с утра она уже сходила в собор и убедилась, что чудо в очередной раз произошло. Может быть, поэтому дождь прекратился к началу нашей экскурсии? Поневоле поверишь в чудеса!
Наша пешеходная экскурсия по городу началась на набережной, там, где стоит памятник Юлию Цезарю в зеленом скверике (см.ролик). По улице Консула Цезаря мы поднимались к главной площади города.
На минуточку заглянули на улицу Санта Лючия. Здесь находится небольшая церквушка Санта Лючия а Маре 16 века, зажатая домами более поздней постройки. Но именно она дала название улице и целому району. Это самый колоритный район города с множеством узких мощёных улиц, которые спускаются к морю. Здесь много ремесленных мастерских, ресторанов, кафе и сувенирных магазинчиков. Это кусочек настоящего Неаполя и его атмосферы. Он вобрал в себя самые разные языки и культуры, что привело к появлению неповторимого «неаполитанского стиля».
Все знают классическую итальянскую песню «Санта Лючия». Однако не все знают, что посвящена она этому неаполитанскому району. Исполнял её Энрико Карузо (1873—1921) — величайший итальянский тенор. Родился Карузо в Неаполе, затем очень много гастролировал, а умер на родине — в гостинице «Везувий». Сейчас этот отель называется «Карузо» — если пойти по улице Санта Лючия, то можно выйти к нему. В 1986 г. там останавливался итальянский композитор Лучио Далла, после чего написал знаменитую песню памяти Карузо, которую исполняли и исполняют многие выдающиеся певцы, такие как Лучано Паваротти, Мирей Матье, Хулио Иглесиас, Тамара Гвердцители, Александр Градский, Аль Бано, Николай Басков, Дима Белан.
Пьяцца дель-Плебесцито — самая знаменитая площадь Неаполя, названная в честь плебисцита (референдума), проведённого в 1860 году на предмет вхождения Неаполя в единое Итальянское королевство. На ней находятся сразу несколько достопримечательностей.
Палаццо Реале — великолепный королевский дворец. Он строился для резиденции королевской семьи династии Бурбонов. Фасад этого здания представлен двумя ярусами многочисленных окон в темных обрамлениях, что предает ему официальный и внушительный вид. В центре фасада установлены гербы королей. В нишах первого этажа стоят 12 статуй королей и правителей Неаполя. Но двое из них удостоились более высокой чести: Карл Бурдонский и его сын Фердинандо II восседают на конях по центру площади.
Дворец занимает целый квартал. В ходе экскурсии мы обошли его, и у ворот, ведущих в дворцовый сад, ещё одна немаловажная для нас, русских, достопримечательность: статуи «Укротители коней» Петра Клодта с Аничкова моста в Петербурге. В 1846 г. Николай I снял их с восточной стороны моста и подарил королю за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. Ну а Клодту изваять лошадей было плёвым делом — уже в 1851 г. Аничков мост был снова доукомплектован.
Великолепная базилика Сан-Франческо ди Паоло выходит фасадом на Королевский дворец. Здание построено в 1836 году по велению короля Фердинанда I. За основу проекта был взят знаменитый римский Пантеон. Архитектор Пьетро Бьянко дополнил его протяженной колоннадой, красиво обрамляющей площадь Плебисцито, подобно колоннаде на площади Св.Петра в Риме.
Ещё одна церковь Святого Фердинанда находится на площади Триесте, по соседству с Королевским дворцом и площадью Плебисцито. Очень красивая барочная церковь. Начало ее постройки датируется серединой 17 века, а закончена она была в 18 веке. Очень интересный фасад, вписанный в окружающие дома — сразу и не поймешь, что это церковь.
В центре площади — фонтан Артишок, похожий на флорентийский фонтан в саду Боболи, был установлен в 50-х годах прошлого столетия.
На этой же площади расположен знаменитый оперный театр Сан-Карло. Старейший в Европе театр был построен в 1737 году по приказу короля Карла III. Он на 41 год старше знаменитого миланского Ла Скала. Архитектор Анджело Карасале соединил театр с Королевским дворцом крытой галереей, чтобы монарху было удобно попадать из королевской театральной ложи в собственные покои. В 18 веке театр Сан-Карло был самым большим в мире — в его зале помещалось до 3300 зрителей. В 1815–22 годах театром заведовал сам Россини. Акустика театра совершенна, поэтому многие великие певцы и дирижеры считают величайшей честью выступить на его сцене. К сожалению, мы не увидели его прекрасный фасад, его закрывали строительные леса, театр был закрыт на реставрацию.
А за углом уже видна знаменитая Галерея Умберто I — одна из самых ярких достопримечательностей Неаполя. Это величественное сооружение из стекла и стали высотой 57 метров построено в 1890 году по образцу миланской галереи. Как шутят сами горожане, «все дороги в Неаполе ведут в галерею Умберто». Здание представляет собой архитектурный шедевр как снаружи, так и внутри.
Войти в галерею можно с четырех сторон, а самый красивый фасад открывается, конечно же, с центрального входа: высокий портал, украшенный четырьмя монументальными колоннами. Внутреннее пространство галереи состоит из двух крытых улиц, которые расположены в форме креста. Над ними возвышаются ажурные стеклянные своды. Потолок арки центрального входа украшен белоснежной лепниной. Смотришь вверх, и дух захватывает от этой красоты!
Особый интерес представляет знаменитый мраморный пол с изображением зодиакального круга и компаса. Согласно легенде, в галерее нужно найти свой знак зодиака на мраморном полу и постоять на нем. Это принесет исполнение желаний и благополучие.
Галерея имеет внушительные размеры и вмещает в себя три этажа, на которых располагается огромное количество бутиков и магазинов с просторными холлами. Здесь можно отвлечься от исторических достопримечательностей и окунуться в мир шопинга.
Кастель Нуово — один из символов Неаполя, огромный и могучий средневековый замок, расположенный на берегу Неаполитанского залива. Поскольку он был построен тогда, когда в Неаполе уже существовал Замок Яйца, то правители не стали долго ломать голову и просто назвали очередную крепость как «новый замок». Он представляет собой крепость с 5 мощными башнями. Замок был построен в 13 столетии при Анжуйской династии и перестроен в современном виде в 15 веке уже во времена арагонского владычества. Именно тогда между двумя тёмными круглыми башнями была сооружена триумфальная арка из белого мрамора. Выполненная в стиле ренессанса, она смотрится очень элегантно по сравнению с громоздкими башнями замка. Высота арки достигает 56 метров. Сейчас в замке расположен городской музей, где много сохранившихся предметов искусства прошлого времени – фрески, скульптуры и картины.
Напротив замка элегантное здание театра Меркаданте, построенное в 1770-х годах. Этот театр имеет богатую историю, тесно связанную на протяжении веков со выдающимися артистами итальянского и европейского театра. Здесь ставили оперы величайших композиторов того времени Россини, Верди, Моцарта.
Не могла не сделать фото ещё одной достопримечательности Неаполя: Замок Кастель-Сант-Эльмо видно практически из всех уголков Неаполя – он возвышается на холме Вомеро. Но, к сожалению, посещение этой достопримечательности не входило в нашу экскурсию. Оставалось только представлять, какой потрясающий вид открывается сверху.
А мы спустились к морю... Перед нами порт Неаполя. Он настолько огромен, что сначала может показаться, что занимает все побережье. Его территория разделена на грузовой и пассажирский порт. Грузовой порт — точка отправки популярных итальянских вин, деликатесов и знаменитых итальянских автомобилей во все уголки земного шара. Мы же вышли к пассажирскому или круизному порту Неаполя Беверелло. Здание Порта выдержано в классическом стиле, украшают его симметричные башенки с часами. В окружении огромных многопалубных круизных лайнеров здание порта кажется незначительным.
Вот и закончилась наша экскурсия по Неаполю, удалось посмотреть только малую часть южной столицы Италии (см.наш маршрут на карте). В этот же день надо было посетить ещё Помпеи.
Вот ещё некоторая информация о Неаполе из лирических отступлений нашего экскурсовода:
— Этот город считается родиной пиццы (самая старая пиццерия страны находится именно здесь). Неаполитанская пицца отличается более толстым тестом и эластичностью.
— Неаполь славится, как город гангстеров и мафии, даже гиды предупреждают, что тут полно карманников, разводил и прочих шулеров. Но при соблюдении элементарных правил он вполне безопасен. Просто надо избегать неосвещенных улочек, следить за своими вещами и не показывать на людях, что у вас много наличных денег.
— Это город, в котором Диего Марадону уважают не меньше папы Римского. Несмотря на связи с мафией и употребление наркотиков, он является кумиром итальянских фанатов футбола.
— Это город неаполитанского романса, гитары и мандолины, костюмированных маскарадов и целого ряда художественных школ.
— Неаполь довольно не ухоженный город, но узкие грязные улицы и старые обшарпанные здания придают ему атмосферу какой-то бесшабашности.
— Южная столица Италии не похожа ни на один из итальянских городов. Здесь жизнь течет быстрее, ярче и проще, чем где бы то ни было. Неаполь — город с настоящим итальянским темпераментом, буйный, хаотичный, красочный. Кажется, что этот город никогда не грустит. Здесь всегда шумно и весело, здесь свой ритм жизни и свои представления о прекрасном.
Неаполь остается одним из самых колоритных и самобытных итальянских городов. Его можно любить или ненавидеть, но посетить, хотя бы однажды, стоит.
Помпеи
Недалеко от Неаполя, всего в 20 минутах на автобусе, расположились Помпеи и Геркуланум. Возможно, что эти маленькие итальянские города никогда бы не узнал мир, если бы в 79 году вулканическая пыль извергающегося Везувия не накрыла бы их и не сохранила практически без изменений до наших дней.
Извержение, длившееся в течение суток, породило гигантское, до 33 км высотой, раскаленное облако вулканического пепла, дыма и камней. По оценкам экспертов тепловая энергия, выделившаяся при извержении, до 500 раз превосходила ту, которая выделилась при взрыве атомной бомбы над Херосимой.
Только представьте: мощность, с которой лава выбрасывалась из кратера, составляла 100 000 тонн в секунду. Температура воздуха вокруг вулкана достигала 500 градусов. Во время извержения погибло около 16 тыс.человек. Из-за высоких температур они фактически запеклись заживо.
Это сухие факты, а вот реальный ужас катастрофы трудно себе даже представить. Думаю, все видели известную картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи», это одно из самых реалистичных наглядных представлений той трагедии. Помнится, ещё в школьные годы, рассматривая цветную репродукцию этой картины, я даже не могла себе представить, что когда-нибудь реально окажусь на месте событий.
Мне всегда казалось, что Помпеи — это выжженная земля, сплошные руины и камни. Однако, по факту всё оказалось не совсем так!
В мире есть много музеев, где руины прошлых веков представлены в своем многообразии. Но Помпей — не руины, это город, сохранивший свои улицы и дома, площади и храмы, амфитеатр и форум. Лава и пепел Везувия буквально законсервировали его. Всё осталось таким, каким было до катастрофы. Под многометровой толщей пепла были обнаружены дома, богато декорированные фресками, мозаикой, с красивыми скульптурами и мебелью. Даже в Риме не осталось таких впечатляющих строений, как в Помпеи. Знаменитые откопанные дома Фавна, Эпиграмм, Менандра, Веттиев, Пансы, Альбуция Цельса, Шампионне и виллы Мистерий и Диомеда демонстрируют богатство и величие местной аристократии.
Мы прошли с экскурсией по некоторым из них и осмотрели важные общественные и культурные объекты города.
Крепостные стены, окружающие Помпеи на протяжении трех километров, сами являются одной из главных достопримечательностей города: двенадцать крепостных башен высотой 14м с бойницами и внутренними лестницами, восемь ворот, открывающихся в направлении главных дорог, ведущих в другие города Кампании, к реке Сарно, к морю и к Везувию. Они возводились вокруг Помпеи с целью защиты от неприятельских набегов, но не смогли уберечь город от природной стихии.
Вошли мы на территорию города в районе Квадрипортика. Эта огромная площадь с портиком служила местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. Здесь же проходили тренировки гладиаторов и находились их казармы. Для тренировок использовался прямоугольный двор площадью 2420 квадратных метров в центре сооружения.
Далее прошли в Малый театр, который предназначался для музыкальных и комедийных театральных представлений. Места-ступени из туфа разделялись по принадлежности к разным сословиям: 4 нижних ряда отделялись от верхних 17 рядов высоким парапетом. Сохранились статуи – фигуры атлантов, поддерживающие парапет, и украшающие торец барьера лапы грифонов. Театр вмещал около 1500 зрителей и был покрыт четырехскатной черепичной кровлей. Большой театр нa 5000 зрителей находится рядом нa склоне холма. Оба театра имеют отличную акустику.
Ha улицах сoxpaнилась типичная для римского города застройка: oт «многоквартирных» дoмов бедноты (инсул) дo роскошных частных домусов c фонтанами и бoгaтым декором комнат.
Мы заходили в некоторые дома: и простых горожан, и богатых владельцев. Главным помещением италийского жилища издревле считался атриум. Так итальянцы называли закрытый внутренний двор, соединявшийся с остальными помещениями дома. В атриумах собирали дождевую воду. Небесная влага попадала в дом через прямоугольное отверстие посредине крыши и проливалась в неглубокий четырехугольный бассейн под названием имплювий (водосток). Редкая в средиземноморских странах дождевая вода считалась священной. Даже с появлением водопровода помпеяне продолжали ее собирать, бережно сберегая в особых цистернах, устроенных под полом атриума. Немного поодаль от бассейна располагался очаг, сложенный так, чтобы дым беспрепятственно выходил наружу, но само устройство не заливалось водой. Тогда крытый двор служил одновременно столовой, комнатой отдыха и молельней.
Внутренние стены многих домов украшены фресками и мозаиками, иллюстрирующими как легенды и ритуальные действа, так и жизнь простых горожан. Очень много изображений животных, рыб и птиц. Когда-то эти «картинки» заменяли жителям Помпей обои и гобелены, поэтому и встречаются чуть ли не в каждом доме.
Хорошо сохранились термополии с прилавком, облицованным кусками разноцветного мрамора. В древние времена так называли античную харчевню, в которой подавали горячую еду и вино. Блюда разогревались здесь с помощью объемных сосудов, которые были встроены в прилавок по самое горлышко, куда наливалась подогретая вода. В Помпеях была хорошо развита система термополиев, снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).
Стабиевы термы — это самые большие и хорошо сохранившиеся термы Италии. Здесь можно проследить весь процесс обогрева помещений и приготовления горячей воды. Стены и потолок раздевалок были украшены фресками, а внутри имелись специальные ниши для одежды, тут же были и мраморные скамьи. Прямиком из раздевалки посетитель отправлялся в термы (тёплые бани), после чего можно было окунуться в бассейны с холодной или горячей водой.
Ещё одно любопытное место – лупанарий. Это публичный дом. Свое название лупанарии получили от латинского слова lupa (волчица) — так много лет назад в Италии называли женщин легкого поведения. В лупанарий Помпеи с улицы можно было попасть через маленькую неприметную дверь, при том, что найти заведение не составляло труда даже для приезжих, поскольку сюда вели фаллические указатели на стенах и мостовой (что было весьма удобно для моряков и купцов, плохо ориентировавшихся в незнакомом городе). Дoм изнутри выглядит дoвольно мрачно, и бoлee похож нa тюремный заcтенок, чем нa увеселительное заведение – крошечные темные комнатенки, yзкие, короткие каменные ложа и небольшие фрески, изображающие эротические сцены. Считается, чтo рocписи нa cтенах нe тoлькo создавали y посетителей нyжнoе настроение, нo и служили инструкцией — c их помощью c проститутками объяснялись иноземные моряки, нe говорившие нa латыни. Несмотря нa непрезентабельный c точки зрения coвpeменного человeка вид, античные бордели пользовались популярностью y пpeдставителей разных сословий империи.
Помпейский форум являлся центром политической, экономической и религиозной жизни города. Его основу составляла площадь размером 38 на 157 м, окружённая портиком с колоннами. Она была способна вместить всё население города. Большая площадь была окружена множеством зданий различного предназначения: Табуларий (городской архив), Комициум (площадка для голосований), Мацеллум (продуктовый рынок). Здесь же находилась Курия – здание заседания Сенат Помпеи. А так же здание, построенное жрицей Евмахией и названное в её честь, где находились склады, и шла торговля тканями.
Храм Юпитера — главный храм Помпей возвышался в центре северной стороны форума. Построен он на подиуме высотой 3 м. Двойная лестница ведёт к портику глубиной в 5 колонн и шириной в 6. Отсюда жрецы произносили церемониальные речи. По сторонам от лестницы находятся две триумфальные арки.
Храм Аполлона находится в западной части форума, и представляет собой подиум, к которому ведет лестница. Перед лестницей располагается алтарь. Весь храм окружала колоннада из 28 колонн (полностью сохранились лишь 2) и портик. Слева от алтаря во времена Августа была воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов.
Базилика расположена к югу от площади и открывается на неё двойным портиком с 5 входами. Центральная часть её имеет размеры 25 на 55 м. и обрамлялась колоннами диаметром более 1 м и высотой около 10 м. Это здание задумывалось как рынок, однако впоследствии его стали использовать для судебных разбирательств. Тогда же в глубине базилики был построен двухэтажный «трибунал», часть которого сохранилась до наших дней.
Но самая главная ценность Помпей — улицы. По ним можно бродить бесконечно долго, чтобы реально прочувствовать дух античного города и раствориться среди старых домов, стены которых помнят жизнь, которая кипела здесь две тысячи лет назад. И это - самое главное, ради чего стоит сюда приезжать. Но здесь можно легко заблудиться, поэтому мы старались не отставать от экскурсовода.
Кстати, об улицах…Поскольку системы канализации в Помпеях не было, то все нечистоты выливались прямиком на улицы, поэтому тротуары делались на более высоком уровне чем проезжая часть улицы, а поперёк улицы устанавливалось подобие пешеходного перехода — высокие камни с плоской верхней поверхностью, чтобы люди могли перейти на другую сторону улицы, не испачкавшись в грязи. Повозки же на высоких колёсах свободно проезжали, проходя в промежутках меж этих камней... А мелкие белые камушки между булыжниками мостовой (см.ролик) сделаны из белого мрамора, они служили «светлячками» в темное время суток, указывая дорогу.
С водопроводом в Помпеях тоже были определённые проблемы. Хотя и существовал акведук, снабжавший город водой, но она поступала только в дома богатых горожан и термы. Простые люди брали воду из фонтанов, которые были расположены в некоторых частях города. Один из таких фонтанов со скульптурой девушки, держащей в руках рог изобилия, дал название улице. Улица Изобилия — главная улица древнеримских Помпей.
Ещё, одна немаловажная деталь, на которую обратила внимание наш экскурсовод: вода поступала в город по трём свинцовым трубам диаметром 30 см: первая предназначалась для фонтанов, вторая для терм и третья для частных владений. А как известно, все растворимые в воде соединения свинца высокотоксичны. Получается, что жители римских городов травили сами себя, используя свинцовые трубы в своих водопроводах. Римляне вообще использовали чрезмерно много свинца в своей жизни. Кроме водопроводных труб, в сосудах из свинца варили и хранили вино, а «алхимики» той эпохи использовали его в качестве компонента многих лекарств и свинцовых косметических красок. Более того, ученые исследовали кусочек такой трубы и определили, что она содержала в себе не только свинец и следы минеральных отложений, но и достаточно большое количество сурьмы, токсичного полуметалла. Сурьма, в отличие от свинца, является гораздо более токсичной, и даже небольшие концентрации этого элемента в воде могут вызвать серьезные последствия для здоровья.
Слева от храма Юпитера находится Антиквариум — выставка, где собраны некотopые наxoдки из раскопок. Археологи обнаружили останки тел жителей города и животных, а также предметы быта, пролежавшие под слоем лавы и пепла не одну сотню лет. В образовавшиеся пустоты вливали гипс специальной консистенции, позволявший разглядеть мельчайшие детали, гипс фиксировал даже предсмертные гримасы, отсюда такая документальная точность трагических событий. Сегодня на выставке представлено более 100 экспонатов, а раскопки продолжаются, и коллекция в будущем пополнится.
Напоследок, ещё фото грозного Везувия (см.ролик)… Трагедия, произошедшая в результате извержения вулкана, описана во многих источниках, но ни один из них не заменит вашего личного восприятия того, что показывает музей Помпей.
На этом путешествие по Италии ещё не закончилось, а значит ждите продолжения. Подписывайтесь и советуйте своим друзьям через социальные сети!