Продолжу описание тура по Италии…

Из Флоренции мы в тот же день выехали в Рим. В Вечном городе остановились почти на три дня. Программа была очень насыщенная. Первый день: пешеходная экскурсия по городу, посещение городка Тиволи и экскурсия по ночному Риму. Второй день: экскурсия в Неаполь-Помпеи. Третий день: экскурсия в Ватикан и обратная дорога до Римини.

Но все по-порядку…

Рим – город, в котором собрано самое большое количество достопримечательностей. Могущественная Римская империя начиналась именно здесь – на берегах реки Тибр. Поэтому естественно, что за более 3-тысячелетнюю историю здесь на каждом шагу архитектурные и культурные шедевры.

Площадь Республики

С неё мы начали экскурсию по городу. Во-первых, площадь интересна сама по себе, как образец современного градостроительства. Композиция площади создана двумя достаточно помпезными полукруглыми зданиями в стиле модерн, украшенными декоративными, стилизованными под античность, портиками. Главное украшение площади - фонтан Наяд, расположенный в самом ее центре. Фигуры мифологических хранительниц водоемов держат полукруглую чашу, олицетворяющую Мировой океан. В центре над чашей скульптор поместил бронзовую фигуру юноши, побеждающего некое морское животное, напоминающее дельфина.

Во-вторых, на этом месте в древности находились термы (римские бани). Они были почти полностью разрушены, однако в эпоху Возрождения гениальный Микеланджело сумел использовать их руины, «встроив» туда церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-Мартири. Остатки бань послужили основой храма. Это был последний проект гениального 86-летнего Микеланджело. По его проекту, здание церкви возвели в форме креста. Базилика посвящена Святой Деве, Ангелам и Мученикам. Этому посвящению есть историческое объяснение:

— Она расположена на месте античных руин терм, а термы были построены буквально на костях тысяч рабов и первых христианских мучеников, которые работали не только на стройке, но в мраморных и песчаных карьерах. Название базилики хранит память о безвестных мучениках, погибших при ее строительстве.

— История возникновения этой церкви — это история веры простого сицилийского священнослужителя Антонио дель Дуки. Однажды он увидел необычный яркий свет и ангелов над руинами термального комплекса. Это божественное видение натолкнуло его на идею строительства на этом месте храма. Переговоры с высшим духовенством о необходимости возведения базилики велись не одно десятилетие. Но лишь с приходом на престол Пия IV (Медичи) в 1561 году было повелено начать строительство Санта-Мария-дельи-Анджели.
Снаружи с площади Республики виден только фасад церкви – неприглядная полуразрушенная кирпичная стена, а внутреннее убранство её восхитительно.

В базилике несколько алтарей и часовен, которые богато украшены. На стенах картины знаменитых мастеров, перенесенных из Ватикана. Орнаменты, колонны, скульптуры, иконы, картины – все это превращает церковь  в храм искусства. На левой стене Часовни Святого Бруно находится монументальный орган, где часто проходят концерты.
Через ризницу церкви можно выйти во внутренний дворик, там есть несколько современных статуй, в том числе 5-и метровая статуя Галилея.

А ещё недалеко от площади Республики находится знаменитый вокзал Термини. Это не только самый большой, но и наиболее значимый железнодорожный вокзал в Риме. Он представляет собой огромный комплекс с торговыми залами, парковками, кафе, салонами связи. Естественно здесь есть и станция метро. Римское метро начало действовать с 1955 года, оно самое молодое и небольшое в Европе. Как и в любом мегаполисе, перемещаться по городу удобнее всего на метро. Однако стоит учесть, что в историческом центре Рима метро нет, здесь как раз принято совершать пешие прогулки или пользоваться наземным транспортом.

Термы Диоклетиана

Культура посещения терм была хорошо развита в Римской империи. Они берут свое начало в далеком III веке. Именно тогда по всей стране при больших домах стали строить термы, в которых хозяева проводили большую часть досуга. Термы были намного большим, чем просто общественными банями. Они были полноценным спортивным центром, с горячими и холодными ваннами, бассейном, сухими и паровыми саунами, залом для гимнастики, социальными комнатами, садами, библиотекой, парикмахерской и магазинами. Термы могли разместить до 3000 человек за один раз. Сюда приходили погреться, помыться, а между делом и пообщаться, обсудить деловые вопросы. Полы и стены терм были покрыты мрамором, мозаиками и фресками. Это было гигантское общественное здание, поражающее своими размерами и богатством отделки.

Процветали термы до 537 года, пока варвары не перекрыли римские акведуки. А позже, на месте руин проводили добычу строительного материала. Сейчас термы достопримечательность Рима, которые являются популярным местом для желающих оценить высокий уровень развития Римской империи.

Площадь Навона

Название этой известной римской площади произошло от наименования греческих состязаний - агонов. Этим она обязана Гаю Юлию Цезарю, воздвигшему античный стадион, который в дальнейшем перестроил Домициан. Площадь Навона имеет форму вытянутого прямоугольника. С 15 века она использовалась в качестве рынка. Здесь постоянно устраивались карнавальные шествия, а в период французской оккупации — конные состязания. Сейчас рыночная торговля здесь открывается только в период рождественских праздников.

Площадь украшают три фонтана: два боковых «Фонтан Нептуна» и «Фонтан Мавра» и центральный «Фонтан четырех рек», представляющий из себя египетский обелиск с папской символикой в окружении скульптур — речные божества четырех великих рек мира Дунай, Ганг, Нил и Ла-Плата, символизирующие Европу, Азию, Африку и Америку.

Украшением площади является церковь Святой Агнессы. Базилика в стиле барокко ослепительно красива снаружи и удивительно изящна изнутри. Церковь посвящена христианской мученице святой Агнессе, которую казнили на этом месте, на стадионе Домициана. В базилике 6 алтарей и каждый из них по-своему уникален. Здесь же был погребен папа Иннокентий X, это религиозное сооружение было своего рода домовой церковью знатного семейства.

Римский университет и церковь Сант-Иво-алла-Сапьенца

Римский университет «Ла Сапиенца» – одна из старейших alma mater мира. Основан в 1303 году папой Бонифацием VIII в качестве учебного заведения, подотчётного непосредственно Ватикану. В период разграбления Рима университет был закрыт, некоторые профессора были убиты. Папа Павел III восстановил университет сразу после своего избрания в 1534 году. В 1650-х годов университет стал известен как La Sapienza (с лат. - «мудрость»). В 1870 году «Сапиенца» перестала быть папским университетом и стала городским учреждением. Университетский городок при Ла Сапиенца славится церковью Сант- Иво, это шедевр римского барокко XVII века. Войдя в красивый внутренний двор, украшенный двумя рядами арок, вы увидите эту прекрасную церковь. Архитектор Борромини замкнул фасадом церкви портики двух крыльев здания старого университета, создал экстравагантный купол и установил на купол спиральный шпиль.

Марсово поле

Марсово поле – это историческая часть города на левом берегу Тибра (территория около 250 га), которая раньше была предназначена для военных парадов, смотров, проведения соревнований, выборов, иногда здесь устраивали публичные казни. Название этой достопримечательности произошло от римского бога Марса, которого считали не только богом войны, но и покровителем всего Древнего Рима. В центре поля был установлен алтарь Марса и его скульптура, которая как бы наблюдала за солдатами, которые демонстрировали свои навыки владения оружием и готовность защищать родину.

Каждый римский правитель внес свою лепту в обустройство Марсового поля. Гай Юлий цезарь в честь своих множественных триумфов построил каменный театр Марцелла. В период правления Фламиния Непота был построен цирк Фламиния, где проводились конные скачки и состязания на колесницах. Придя к власти, Октавиан Август задумал полностью реконструировать Марсово поле. В период своего правления в честь победы в Египте он построил: мавзолей Августа, портики Филиппа, Октавиана и Октавии, храм Марса и площадь Септу. В память о победе в Испании Август приказал построить алтарь Мира.

Сохранившиеся сооружения, скорее, то, что от них осталось: храм Геркулеса, алтарь Мира, Мавзолей Августа, колонна Марка Аврелия.

Частично сохранился Храм Адриана на Пьяцца ди Пьетра. Его соорудил в 145 году н.э. потомок императора, Антоний Пий. Постройка была исполнена в шикарном стиле: на прямоугольном подиуме были возведены два ряда по тринадцать мраморных колонн, которые подпирали роскошно декорированную крышу. К храму приводила широкая лестница, отделанная плитами мрамора и резными рельефами.

Увы, до настоящего времени «дошли» только одиннадцать колонн из мрамора диаметром 1,44 метра и высотой 15 метров и часть стены святилища. За решеткой возле стены здания можно увидеть, как глубоко вниз - на целых пять метров — уходит подиум из туфа, который когда-то был облицован белым мрамором. Эта глубина - еще одно напоминание о культурном слое, наросшем на Марсовом поле с античных времен. Многочисленные дыры на травертиновой стене - не оттого, что здание оказалось в центре боевых действий, а оттого, что отверстия служили для фиксации декоративных мраморных плит, а вот в колонны действительно попадали осколки снарядов во время войны. Останки храма были преобразованы в часть здания римской таможни, а в дальнейшем здание биржи, возведенного в конце 19 века.

Район Марсового поля вообще богат на шедевры. По мере движения по его улицам, нам встречались великолепные фасады зданий, необычные фонтанеллы и фонтаны. А ещё мы заглянули в магазинчик Пиноккио, где все связано с героем известной итальянкой сказки.

Пантеон

Первый Пантион был построен в 27 г. н. э.,но он сгорел через полвека. Нынешний Пантеон был отстроен в 126 г. н.э. императором Адрианом на том же месте. Этот архитектурный объект сохранился до сих пор, и поражает своим величием и точностью пропорций. Сам Микеланджело отзывался о Пантеоне, как о создании рук ангельских, но не человеческих. Купол над огромным круглым залом Пантеона до сих пор считается самой крупной в мире неармированной бетонной конструкцией. Он будто бы парит в воздухе без какой-либо видимой поддержки. Результат идеальных пропорций Пантеона: его высота совпадает с диаметром. В Пантеоне нет окон. Единственным источником света в здании является окулус — отверстие на самой вершине купола диаметром 9 метров. И дело не в том, что древним римлянам было лень пробивать окна в толстых стенах. Просто одно отверстие означало единство всех божеств. Солнечный свет освещал статуи богов, находящихся в нишах стен. Когда-то Пантеон был местом поклонения языческим богам, но в 609 году его освятили в честь Святой Марии, и как христианская церковь «храм всех богов», действует по сей день.

Главный вопрос, который возникает при взгляде на окулюс: а что происходит, когда идет дождь? Через окулус вода льется внутрь здания, но не затапливает его - на этот случай предусмотрены стоки в полу.

В Пантеоне находятся могилы некоторых выдающиеся деятелей страны, в том числе первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II,  его сын Умберто I вместе с женой Маргаритой, давшей имя самой популярной пицце в мире. Могила великого живописца Рафаэля, и рядом с ним похоронена Мария Биббиена, его невеста.

Пантеон расположен на площади Ротонды. Дома, окружающие площадь особо ни чем не примечательны, кроме нескольких деталей. На фасаде одного из домов, расположенных на западной стороне пьяцца, на уровне 2-го этажа видим фреску с образом Мадонны, обрамленной лепным декором. Эта Мадоннелле  датируется 1775 годом. Краски на фреске на воздухе постепенно исчезают. Такие уличные образы Мадонны встречаются на улицах Рима повсюду. Традиция размещать на углах зданий и фасадах небольшие изображения Мадонны была заведена здесь ещё во времена античности. Все Мадонны Рима уникальны и по своей истории, и по внешнему виду. Это может быть скульптура из мрамора или дерева, иногда это фреска или мозаика.

На фасаде другого здания, размещенного на противоположной от Мадоннеллы стороне площади, прикреплены таблички, на которые мало кто обращает внимание. На одной из них упоминается об итальянском поэте и драматурге эпохи Возрождения Людовике Ариосто, останавливавшемся в этой гостинице в 1513 (!) году.

Напротив Пантеона на той же площади находится прекрасный фонтан 1575 года постройки. К чаше была подведена вода, поступавшая в Рим по восстановленному античному акведуку Аква Вирго, до сих пор снабжающему несколько знаменитых фонтанов Вечного города. В 1711 году по инициативе папы Климента XI фонтан был отреставрирован и видоизменен. Появился постамент с египетским обелиском, украшенный фигурами четырех дельфинов и гербовыми щитами Климента XI. С северной стороны фонтана находится питьевой фонтанчик. Утоляющие с его помощью жажду, вряд ли задумываются над возрастом чугунной колонки. Этот фонтанчик был установлен для бесплатного пользования по инициативе римского мэра Луиджи Пьянчани в 1874 (!) году. Сегодня подобных раритетов XIX века насчитывается в Вечном городе не более десятка.

Фонтанеллы

Рим поистине удивительный город. Даже в самую жару умереть от жажды там не получится. По всей исторической части города разбросана сеть небольших фонтанчиков с самой настоящей питьевой водой, называемых фонтанеллы. Это остатки еще знаменитого древнеримского водопровода, который функционирует до сих пор. Разумеется, со временем система подачи воды в город модернизировалась, в частности были заменены свинцовые трубы, но суть осталась та же. Любой горожанин или гость города может пользоваться этой водой бесплатно и без какого-либо ограничения.

История снабжения Рима питьевой водой начинается со времен императоров Великой империи. Для поддержания мира и покоя среди своих подданых в Древнем Риме активно использовались простые принципы «хлеба и зрелищ» и «вода дороже золота». Понимая это, правители Рима тратили завоеванные трофеи на подачу в город воды в невиданных количествах, строили новые и новые акведуки, доставляющие питьевую воду в Рим, а позднее и в другие провинции Римской Империи.

Фонтанеллы с питьевой водой установлены повсеместно и пользуются огромной популярностью у туристов. Ведь зачастую в Риме летом бывает очень жарко. В такие периоды фонтанеллы становятся настоящим оазисом в пустыне и дают возможность освежиться. Кстати, воду из-под крана в Риме тоже можно пить без опаски. Удивительно, правда?

Фонтаны Рима, это отдельная тема. Как сказал один поэт, влюбленный в Вечный город: «Фонтаны Рима достойны отдельного визита в этот город». О некоторых из них я упоминаю в ходе повествования о достопримечательностях. В ролике Вы увидите один из не очень известных фонтанов Рима, который мы встретили на пути к Пантеону. Этот фонтан (огромная чаша) являет собою древнее гранитное сооружение времен Римской Империи, часть терм Нерона. Когда в 1987 году праздновался юбилей Конституции Италии, фонтан установили рядом с Сенатом.

Церковь Святого Игнатия

Это главная церковь Ордена иезуитов в Риме, в которой похоронен его основатель Игнатий Лойола, канонизированный в 1622 г. папой римским — Григорием XV. Церковь возводилась в 1626-50 гг. на средства кардинала Лудовико Людовизи, племянника папы Григория XV.

Церковь имеет фасад в стиле барокко, проектировали и строили сооружение выдающиеся архитекторы: Джакомо делла Порта и Джакомо Виньола. Но славится Иль Джезу уникальной потолочной росписью — фреска, которую для храма выполнил в XVII веке Джованни Баттиста Гаулли. Генуэзский художник начал писать фреску, когда ему исполнилось всего 22 года. Завершена работа была лишь к сорокалетию мастера!  Это уникальная многоцветная роспись, выполненная с эффектом объёмного изображения. В действительности изображение плоское, и это только художественный приём.

А ещё в этой церкви нововведение — посередине на полу, на подставке установлено большое специальное зеркало, при помощи которого, не задирая голову, можно внимательно рассмотреть фреску. На кадре видно мое отражение с фотоаппаратом в этом зеркале.

Справа от алтаря капелла Людовизи. В капелле похоронены Папа Грегорий XV и семья кардинала Лудовико Людовизи. Надгробный памятник очень красив: фигура Папы Григория XV, покрывало из цветного мрамора, беломраморные изящные скульптуры.

Здесь же находится огромная деревянная модель церкви, а вокруг неё макеты знаменитых храмов мира. Это работа неаполитанца Винченцо Пандольфи, цель которой — объединить всех верующих, своего рода идея единой Церкви. Автор начал работу, когда ему было 70 лет, и закончил её в возрасте 98 лет.

Римский колледж

Здание колледжа было построено в 1582-83 гг. по указанию папы Григория XIII Бонкомпаньи, который, наконец, хотел оборудовать школу, основанную в 1551 г. Игнасио де Лойолой для тех, кто стремился стать военным в Обществе Иисуса. Важность школьного здания, расположенного в том же квартале, что и церковь Св. Игнатия, сразу же стала очевидной благодаря славе учителей-иезуитов. Учеба здесь охватывала всю школу от начальной до университетской.

Большой терракотовый фасад состоит из трех корпусов: центральный, более высокий, увенчан балюстрадой, в центре которой колокольня с небольшим куполом и часы, которые когда-то давали точное «официальное» время для всех часов в Риме. В центре верхнего этажа герб Григорио XIII и мемориальная доска в честь основателя колледжа. В настоящее время в здании находится Лицей и Министерство наследия и культуры. Площадь названа в честь этого внушительного дворца с тем же названием.

Кошачья улица (виа делла Гатта) – это маленькая улица в Риме знаменита мраморной статуей кошки, расположенной на карнизе замка Грациоли. Если верить одной из местных легенд, статую поставили на ее нынешнее место в память кошки, которая спасла обитателей замка Грациоли, предупредив их своим мяуканьем о начавшемся в здании пожаре. Согласно другой легенде, кошка спасла от падения ребенка, подняв тревогу, когда он выбрался на карниз дома. И наконец, еще одна легенда говорит о том, что направление головы кошки указывает на, зарытый на улице клад.
Считается, что римляне узнали о кошках от египтян, но в самом Риме они оставались довольно редкими домашними животными и ценились, прежде всего, как ловцы мышей. У древних римлян кошки были символом независимости, изображались рядом с богиней свободы Либертас. Привезенные в корабельных трюмах два тысячелетия назад, кошки по-прежнему обитают в руинах древнего Рима.

Кстати, на фото (см. ролик) с названием этой улицы, видна ещё одна Мадоннелла. Она расположена на углу здания, наклоненная вниз, вероятно, для облегчения её видения. Рамка богато украшена позолоченной лепниной с цветочными мотивами. Над ней красивый деревянный навес, покрытый свинцом, под ней лампа на железном кронштейне.

Площадь Венеции

Это одна из самых знаменитых площадей Рима, расположенная у подножия Капитолийского холма, на пересечении важнейших столичных магистралей. Название площади происходит от одноименного дворца – Палаццо Венеция. Это один из первых светских дворцов эпохи Возрождения в Риме, когда от строительства замковых укреплений переходят к созданию ренессансных дворцов. Строительство велось с 1455 по 1464 как особняк для венецианского кардинала Пьетро Барба, ставшего в 1461 г. папой Павлом II. Он был просвещенным человеком, любителем и ценителем искусства и собрал замечательную коллекцию.

Долгое время дворец был главной папской резиденцией, затем часть дворца занимало посольство Венецианской республики. В 1916 г. дворец, сохранивший своё название Палаццо Венеция, стал собственностью итальянского государства, в 1924 здесь открылся музей. С приходом к власти Муссолини с 1929 по 1943 год дворец являлся резиденцией правительства и Большого Совета Фашизма. Отсюда, с «исторического балкона», Муссолини произносил свои знаменитые речи. Сейчас здесь Национальный музей средневекового и ренессансного искусства.

Во внутреннем пространстве дворца находится дворик с фонтаном и сад Павла II, окруженный двухуровневыми лоджиями. Невероятно, что рядом с шумной Площадью Венеции с ее потоками машин и толпами туристов, прямо за стенами дворца скрывается такой тихий пасторальный дворик. И мы заглянули в этот оазис тишины и покоя (см.ролик).

Здесь же на площади расположен целый архитектурный комплекс XVIII-XIX вв. в честь короля Виктора Эммануила – первого правителя объединенной Италии, главный элемент которого – 12-метровая статуя короля Виктора Эммануила II на коне. Под статуей расположен Алтарь Отечества с могилой Неизвестного солдата, где горит Вечный огонь и дежурит почетный караул. Это огромное сооружение недолюбливают местные жители. Выделяющийся на фоне древних римских строений, помпезный монумент получил в народе язвительные прозвища «пишущая машинка», «свадебный торт» и «вставная челюсть». Но сегодня он уже стал неотъемлемой частью и одной из наиболее популярных достопримечательностей Рима.

Капитолийский холм

Это один из семи холмов, на которых строился Вечный город. Он самый важный и значимый, но, оказывается, самый невысокий и небольшой по площади.

Сегодня Капитолий - центр Рима. Когда-то здесь располагались языческие храмы и происходили важные события в истории Вечного города. А сегодня это прекрасный архитектурный комплекс, созданный великим Микеланджело. Беломраморная лестница Кордоната ведет к вершине холма – к Капитолийской площади со статуей Марка Аврелия в центре. Обрамляют площадь прекрасные дворцы, в которых расположены знаменитые Капитолийские музеи и Дворец Сенаторов.

Другая старинная лестница, параллельная лестнице Кордоната, ведет к древней базилике Санта-Мари-ин-Аракоэли, в которой хранятся мощи святой Елены и чудотворная икона Божией Матери. Несколько слов об этой лестнице... Она достаточно крутая, в 124 ступеньки и, согласно легендам, обладает магическими свойствами: желающие выиграть в лотерею должны были в полночь на коленях  подняться по ней к храму, моля о выигрыше и ещё им простятся все прегрешения, подобно Святой лестнице в Латеранском дворце Ватикана. Построена эта лестница в 1348 году по приказу «народного трибуна» Кола ди Риенцо, в честь избавления Рима от чумы.

А у подножья Капитолийского холма, слева от лестницы Аракоэли, находятся остатки инсулы – древнеримского многоэтажного дома!

Этот памятник волчице установлен на высокой колонне слева от центрального здания Капитолийского музея. Статуя волчицы, вскармливающая своим молоком двух младенцев Ромула и Рема, пожалуй, самая известная в мире скульптура. Ромул и Рем, как известно из преданий, стали основателями Рима. Эта волчица не просто статуя или памятник, это символ божественности происхождения «вечного города».

Римский форум

Римский форум — это объединенное название центральной части древнего города. В разные времена разные императоры строили здесь свои форумы. Цезарь был первым императором, пожелавшим возвести форум, который бы носил его имя. Следуя его примеру, другие римские императоры также стали сооружать форумы, чтобы продемонстрировать свою мощь и величие и увековечить свое имя.

С точки зрения рельефа, римский форум представляет собой низину между четырьмя холмами. Изначально это было заболоченное место. При правлении династии Тарквиниев долина была осушена, водный поток был перекрыт сводами и упрятан под мостовой и новыми зданиями форума.

Римский форум являлся центром общественной и политической жизни римских граждан, здесь происходили важные государственные события – решались судьбы законов, выбирались консулы, проходили триумфы императоров после победоносных войн.

После падения Империи форум был разрушен и разорен, да и время делало свою работу.
После седьмого века здания превратились в руины, а камни использовались для строительства других зданий. Лишь во время раскопок в 18-х и 19-х веках под 10-метровым уровнем щебня и земли были обнаружены фрагменты древних зданий. Остатки форума входят в охраняемую археологическую зону, где сейчас музей под открытым небом.

Напротив Форума Цезаря через улицу Имперских Форумов находится форум Трояна. За рынком Трояна видна чуть наклонившаяся башня. Это так называемая Башня Милиции, построенная в начале XIII века по приказу папы Григория IX. Ее название, скорее всего, происходит от казармы милиции, находившейся рядом с башней. Легкий наклон она получила в результате землетрясения 1348 года. Несмотря на это, она находится в прекрасном состоянии и считается одной из старейших и одной из самых высоких в Риме (50 метров).

Рядом с форумом Трояна напротив форума Цезаря находится форум Августа. Чтоб как-то поддержать деяния умершего Цезаря, кроме мести его врагам, он пошел по стопам Юлия, дополнив Римский форум своим. Но его форум не был общедоступным  для всех простых римлян, торговцев и ремесленников. На территорию форума могли входить лишь представители элиты Рима. Здесь проходили совещания, церемонии, переговоры. В его планах была перестройка кирпичного Рима в мраморный, что и произошло при строительстве форума. Сегодня можно увидеть лишь остатки храма Марса Мстителя, часть антипожарной стены высотой в 30 м, арочные входы в форум. Памятник Октавиану Августу стоит перед его форумом.

Палатинский холм

С этого холма началась история Вечного города. Именно на холме Палатин, согласно известной легенде, волчица и вскормила братьев Ромула и Рема. Здесь находились языческие «святыни» — священная пещера волчицы с источником и смоковницей, под которой и была найдена корзина с младенцами-близнецами, жертвенник Пана, жилище Ромула и др.

По легенде младенцев нашел и воспитал пастух Фаустул. Сюда же на Палатин выросшие и возмужавшие братья вернулись, отомстив своему врагу, чтобы заложить новый город. Но при каких-то обстоятельствах рассорились, в горячке Ромул убил Рема. Раскаявшийся Ромул таки основал «вечный город» и стал первым царем Рима.

В древние времена здесь селилась римская знать. Стали появляться дворцы один за другим, и ко второму столетию на Палатине их было уже пять: Августа, Тиберия, Калигулы, Флавиев и Севериана. Сегодня от этих дворцов остались только руины.  Ежедневно огромное количество туристов курсируют по территории комплекса до позднего вечера. Эти античные развалины можно посмотреть по единому билету (Колизей+Форум+Палатин).

Колизей

Первоначально это внушительное сооружение называлось Амфитеатр Флавия, а Колизей – это второе название амфитеатра, закрепившееся уже в 8-м веке. Новое имя амфитеатр получил по названию статуи «Колосс бога Солнца» в облике Нерона, находившейся поблизости. Колизей был самым большим сооружением для массовых развлечений на территории всей Римской Империи: диаметры овала здания — 156 и 188 м, высота — почти 50м! Неудивительно, что на подобных просторах могли рассесться более 50 тысяч жаждущих зрелищ римлян. Надо сказать, что зрелища в те времена были невероятно жестокими. На знаменитой арене проводились гладиаторские бои, травля пленников дикими животными, казни. Также на стадионе проходили морские сражения, для которых арена затапливалась водой. В Средние века Колизей превратился в крепость, а позже в городскую каменоломню, где римляне добывали материал для строительства новых сооружений. Разрушение Колизея прекратилось лишь в XVIII веке, когда папаа Бенедикт XIV объявил Колизей священным местом.

Замок Святого Ангела

До этой достопримечательности можно дойти пешком от площади Св.Петра Ватикана – по улице Соглашения мимо церкви Санта-Мария-ин-Транспонтина, далее по набережной Кастелло.

Это сооружение начали строить еще во II веке н.э. Замок неоднократно перестраивался, а в XIII веке он был соединен с Ватиканом укрепленным коридором длиной около 800 метров. В Средние века замок служил крепостью, где знатные лица укрывались во время нападений на город. За время своего существования оно было и папским жилищем, и тюрьмой, и складом, и даже усыпальницей. В наши дни в крепости размещается Военно-исторический музей. Замок получил такое название в VI веке н.э. после того, как Папе Григорию явился образ архангела Михаила. Прямо от замка через реку Тибр перекинут живописный мост, который был построен при императоре Адриане. В 1667—1669 годах папа Клемент IX повелел украсить мост десятью статуями ангелов, после чего он стал называться мостом Святого Ангела.

Вилла Боргезе

Мы несколько раз проезжали мимо этого парка, но увидели лишь малую его часть из окон экскурсионного автобуса. Очень рекомендую посетить его, если у Вас будет такая возможность. Этот потрясающий по красоте общественный парк находится недалеко от центра Рима на холме Пончо, откуда открывается прекрасный вид на город. Изначально земли, на которых разбит парк, принадлежали влиятельной итальянской семье Боргезе. На месте бывших виноградников был разбит огромный парк в английском стиле с многочисленными античными статуями и фонтанами. Здесь можно найти даже памятники Пушкину и Гоголю! На его территории находится ипподром, зоопарк, театр и несколько музеев. Центр виллы - Галерея Боргезе. В галерее 75 залов. На сегодняшний день в них хранится более пяти тысяч полотен и скульптур, среди которых немало настоящих шедевров.

Следующие достопримечательности мы смотрели в рамках ночной экскурсии по Риму. К сожалению, пошел дождь, поэтому извините за качество видео и фотографий. Не повезло…

Площадь Испании и Испанская лестница

Сама площадь получила свое название от испанского посольства, находящегося здесь в 17 веке. Это очень выразительное место. В центре площади находится фонтан в виде лодки —  Фонтан Баркаччиа. Интересна его история: когда-то площадь Испании затопило, и прямо здесь лодка села на мель. В память об этом папа Урбан VIII пожелал создать фонтан. Желание воплотил Пьетро Бернини и его сын Жан Лоренцо Бернини. Кстати, вода в него, как и во многие другие римские фонтаны, поступает по древнему акведуку, построенному еще в I в. до н.э.

Кроме того, площадь Испании является центром римского квартала моды. На прилегающих улочках расположено множество магазинов, которые предлагают отвлечься от осмотра римских достопримечательностей и погрузиться в мир современной итальянской моды.

Здесь же на площади находится колонна Непорочного зачатия, установленная в 1857 году по воле папы Пия IX. Колонну украшает статуя Мадонны.

А ещё, рядом с площадью Испании находится Счастливая улица, где некогда жил Н.В.Гоголь и написал первый том «Мёртвых душ».

Знаменитая Испанская лестница начинается у Площади Испании и ведет на холм Пинчо. Ширина 138 ступеней лестницы, построенной из травертина, изменяется на всем протяжении. Лестница в стиле итальянского барокко признана одной из самых живописных в Европе. Здесь всегда много народа, почти каждый римский турист считает своим долгом посидеть на ступенях лестницы, построенной еще в 18 веке, съесть мороженое подобно героине Одри Хепберн в фильме «Римские каникулы», и полюбоваться на фонтан «Лодочка». Стоит также заглянуть в церковь Святой Троицы, что на самом верху лестницы.

Пьяцца-дель-Пополо

Пьяцца-дель-Пополо или Народная площадь, является одной из самых красивых площадей Рима. Ее название имеет двойную этимологию: когда-то на этом месте был лесок из тополей, а слово «тополь» в латинском языке созвучно слову «народ». Затем папа Пасхалий II повелел построить здесь часовню на народные средства. Так в XI веке появилась церковь Санта-Мария-дель-Пополо, давшая название всей площади. К церкви примыкают ворота Порта-дель-Пополо, которые первоначально назывались «Порта Фламиния», поскольку выходили на Фламиниеву дорогу.

«Все пути ведут в Рим», — эту пословицу знает каждый, но не все знают, что в древности все попадали в столицу империи именно по Фламиниевой дороге, которая и заканчивалась здесь. Появилась современная Пьяцца-дель-Пополо лишь в 16-м веке н.э., хотя и раньше на этом месте всегда собирались толпы народа, совершались казни, и велась бесперебойная торговля.
Помимо церкви Санта-Мария-дель-Пополо, на площадь выходят еще две стоящих рядом почти одинаковых церкви – Санта-Мария-ин-Монтесанто (1675) и Санта-Мария-деи-Мираколи (1678).

В центре площади стоит обелиск Фламиния – 24-х метровая каменная колонна возрастом 3400 лет, которая была вывезена из Египта в качестве трофея по приказу Октавиана Августа. В 1824-м году было принято решение окружить военный трофей римских легионеров фонтаном в виде мраморных львов, из пасти которых струится живительная влага.

Фонтан Треви

Это самый знаменитый римский фонтан. Он был создан в XVIII веке архитектором Николо Сальви, который так удачно разместил фигуры фонтана на фоне дворца Палаццо Поли, что кажется, будто Нептун выезжает из центральной ниши дворца как на колеснице. Сегодня фонтан, изображающий бога моря в окружении ракушек и морских созданий, привлекает толпы туристов, которые мечтают бросить в него монетку в надежде снова вернуться в Вечный город. Если бросите две монетки, то вас ждет любовная встреча, три – бракосочетание, четыре — богатство, но не переусердствуйте: пять брошенных монеток приведут к разлуке. Многие туристы охотно верят в эти приметы. В неделю монеток накидывают на сумму в несколько тысяч евро. Все деньги собирают и отдают благотворительному фонду. Вода к фонтану до сих пор подается по древнему акведуку, и течет из чистейших горных источников. Фонтан и был построен, чтобы стать конечной точкой акведука. В XX веке фонтан Треви обрел новую жизнь, став «звездой экрана». Благодаря фильмам «Сладкая жизнь» и «Римские каникулы» фонтан прославился на весь мир и стал настоящим магнитом для туристов. Поэтому на маленькой площади перед грандиозным фонтаном всегда многолюдно и весело.

На этой же площади находится церковь Сан-Винченцо-э-Анастасио. В середине 17 века она была реконструирована в силе барокко по приказу кардинала Мазарини, известного всем по роману Дюма. Поэтому не случайно фасад украшен гербом и кардинальской шляпой, которые держат два ангела, а в центре скульптурной композиции женская головка — по народному мнению, это изображение его племянницы.

В церкви хранятся страшные, но одновременно очень необычные реликвии – забальзамированные сердца 30 понтификов: от умершего в 1590 году папы Сикста V, и заканчивая Львом XIII, покинувшим бренный мир в 1903-м.

А ещё, эта церковь вызывает интерес, особенно русских туристов тем, что в ней похоронена княгиня Зинаида Волконская (1789—1862), видная фигура русской культурной жизни первой половины XIX века.

Волконские жили в Италии — отец Зинаиды Волконской был послом при дворе Сардинского королевства. В 1808 году Зинаида Волконская была фрейлиной при королеве Луизе Прусской.

В 1810 году Зинаида выходит замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского, брата будущего декабриста Сергея Волконского. Князь Никита Григорьевич был личным адъютантом Александра I. Княгиню Зинаиду Волконскую называют русской римлянкой: она уехала в Рим в 1829 году и прожила там до своей кончины,  вращаясь в высшем обществе Рима и Ватикана. Писательница, поэтесса, певица и композитор, она была широко известна благодаря своей благотворительной деятельности.

В часовне этой церкви расположена надгробная плита с именем княгини Волконской, её мужа и сестры. Здание дворца Палаццо Поли, к которому примыкает знаменитый фонтан «Треви», тоже помнит Зинаиду Волконскую.  Княгиня снимала второй этаж палаццо с осени 1935 по весну 1845 г. Здесь  располагалась  зимняя квартира Волконской, где проходили её знаменитые «четверги», на которых она принимала видных деятелей искусства и литературы:  Доницетти, Стендаля, Вальтера Скотта, Брюллова, Кипренского, Щедрина и др. Её салон посещали также Вяземский и Жуковский, Глинка и Тургенев.

Покидая Рим, мы долго ехали по набережной, и из окна автобуса наблюдали ещё несколько достопримечательностей и мостов через Тибр.

Мост Витторио-Эммануэле II благодаря своему расположению стал одной из важнейших достопримечательностей Рима. По нему можно пройти к Ватикану, расстояние от него до площади Св.Петра займет не более пяти минут. На обеих берегах Тибра вход на него предваряют колонны с водруженными на них бронзовыми фигурами – символами «Крылатой Победы». Над центральной аркой видны четыре скульптурные группы из мрамора.

Ещё раз любуемся на мост Ангелов и Замок Св. Ангела…  В настоящее время этот мост пешеходный, и может по праву считаться музеем под открытым небом благодаря фигурам ангелов на ограждении моста.

Мост Умберто I, имени второго короля Италии соединяет два берега Тибра тремя визуально легкими арочными пролетами, как будто, парящими над рекой. Он гармонично дополняет архитектурный ансамбль великолепного Дворца Правосудия на противоположном берегу.

Вот среди деревьев между мостами Умберто и Кавур мелькает необыкновенно красивый ажурный фасад. Это здание церкви Святого Сердца. Храм построен на месте сгоревшей часовни. Назвали его в честь душ, которые попали в чистилище, а Святое Сердце – это помилование для них.
Это единственная в Риме церковь в готическом стиле. Внешне очень похожа на знаменитый Миланский собор. Кто был в Милане, Вам судить. А мне она больше напомнила Нотр-дам-де-Пари.

Великолепие Вечного города царит в самой его атмосфере. Поражает красота древнего мегаполиса, которую он сумел пронести через столетия и сохранить многие детали в своем первозданном виде. Здесь органично слились воедино эпохи во всём разнообразии стилей: руины античных храмов, величественные храмы, роскошные дворцы и фонтаны времён Ренессанса. Древность и современность, религиозная строгость наряду с пышностью барокко.

Ватикан

Это самое маленькое независимое государство в мире с площадью менее половины квадратного километра находится внутри Италии и является сердцем всего католического мира. Создано оно на месте упокоения святого апостола Петра. Ватикан сам по себе — огромный музей, причем не только религиозный. Здесь сконцентрировано огромное количество шедевров архитектуры, скульптуры и живописи. Под емкой вывеской «музеи Ватикана» скрывается целая плеяда выставочных залов и галерей. Возраст наиболее почтенных экспозиций насчитывает 5 веков.

Войдя в комплекс «Музеи Ватикана», сначала мы попали во Двор Сосновой Шишки. Главным её украшением является гигантская бронзовая шишка, украшающая фонтан. Вся эта композиция — древний символ жизни. Напротив её на зеленой лужайке бронзовая скульптура «Сфера» — это уже символ жизни современного человека. Её автор итальянский скульптор Арнальдо Помодоро, и появилась она в Ватикане в 1990 году. Во внешней 4-х метровой сфере вращается сфера поменьше – символизирует Землю внутри Вселенной.

Здесь, в этом дворе мы внимательно в деталях рассмотрели на стенде репродукции легендарной фрески «Страшный суд» руки Микеланджело на алтарной стене Секстинской капеллы и роспись потолка с девятью сценами из Ветхого Завета, самой известной из которых является «Сотворение Адама».  В самой капелле фотографировать категорически запрещается, там даже разговаривать нельзя, считается, что это может повредить драгоценным фрескам.

Затем зашли во внутренний дворик Бельведерского дворца. Там в арках-нишах находятся знаменитые скульптуры: мраморная скульптурная композиция «Лаокоон и сыновья», статуи Персея, Гермеса, Аполлона Бельведерского, статуя Венеры.

Далее мы двинулись в нескончаемом людском потоке по залам и галереям музеев Ватикана, стараясь не отставать от экскурсовода.

Прошли через галерею бюстов. Далее зал животных, здесь самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих животных.

По центру зала Муз установлена статуя «Торс». Говорят, что именно с нее Микеланджело списал обнаженные фигуры фрески «Страшный суд» на стене Сикстинской капеллы. Заглянули в Зал Колесницы.

В зале «Ротонда» находятся скульптурные изображения богов и греческих героев, в центре зала огромная порфировая чаша из Золотого дома императора Нерона. В зале Греческого креста огромные саркофаги — по преданию, они принадлежали матери и дочери императора Константина I Великого. А ещё в этом зале потрясающие мозаичные полы!

В галерее канделябров представлены не только античные мраморные канделябры, но и римские копии древнегреческих статуй. И, безусловно, самая известная и привлекающая внимание – статуя Артемиды Эфесской, богини плодородия и изобилия. Эта галерея была оформлена при правлении папы Льва XIII, его герб над входом в галерею. Обратите внимание на пол. Герб Папы Льва XIII на полу галереи инкрустирован лазуритом.

Восхитила Галерея гобеленов, созданных по рисункам Рафаэля на Брюссельской мануфактуре. Все гобелены ручной работы, насчитывают до 700 оттенков различных цветов. Тончайший шелк и шерсть. И обратите внимание на потолок, он как будто украшен гипсовыми барельефами. Но на самом деле он нарисован!

Далее самая длинная галерея — Галерея географических карт с изображением земель, некогда принадлежавших Ватикану. 40!  фресок по обеим сторонам галереи сделаны по заказу Папы Григория XIII. Невозможно не заметить прекрасный потолок этой галереи, он сам по себе шедевр!

Станцы Рафаэля с фресками — это четыре небольших комнаты (комната в переводе на итальянский — stanza), расписанные Рафаэлем вместе с учениками. Рафаэля пригласили для росписи этих комнат, когда ему было всего 25 лет. Роспись стен всех четырех комнат заняла 10 лет.

Конечный пункт и изюминка Ватиканских музеев, Сикстинская капелла — один из самых известных и популярных среди туристов всего мира шедевров живописи. Само здание капеллы было построено во второй половине 15 века по заказу папы римского Сикста IV. В честь папы капелла и получила своё название. Именно здесь с конца 15 века и по сегодняшний день проходят Конклавы - собрание католических кардиналов, которые после смерти действующего папы римского избирают нового понтифика.

Оказавшись внутри, можно потерять дар речи от окружающей тебя красоты. Завораживающие дух росписи стен, над ними работали известные мастера Боттичелли, Гирландайо, Росселли и Пинтуриккьо. Поражает роспись потолка руки Микеланджело, тем более, если учесть, каких сил и здоровья стоила ему эта работа. Мастер всегда говорил, что он больше скульптор, нежели художник, однако предложение папы воспринял как вызов и взялся за работу. Он разработал своеобразные подмостки-леса, на которых ему приходилось стоять, запрокидывая голову. Практически через четверть века после росписи потолка Микеланджело снова призвали сделать еще одну фреску в Сикстинской капелле, на этот раз на алтарной стене. В результате ещё один шедевр — фреска на тему Страшного суда, над которой художник трудился в течение 4 лет. Великий мастер изобразил на ней четыреста не похожих друг на друга фигур. Все стоял бы и рассматривал этот шедевр. Сикстинскую капеллу называют духовным сокровищем Ватикана, «драгоценной шкатулкой», чудом эпохи Возрождения.

Из Капеллы мы вышли во внутренний дворик Собора Св.Петра. Здесь в нише стены установлена статуя Св.Михаила, а под ней огромная каменная ванна. Как нам сказали, в ней святая вода, и, конечно, все начали набирать её в бутылки. А ещё, перед входом в собор надо, по примеру католиков, омочить руки в святой воде.

 

Собор Святого Петра — это удивительной красоты действующий католический храм. Вход в собор свободный для всех желающих. История собора началась в 4 веке с возведения скромной базилики над предполагаемой могилой апостола Петра. До 15 века здание ничем особым не выделялось. И вот в 1506 году папским велением было решено перестроить базилику в грандиозный собор, центр католичества и символ власти понтифика. Сегодня собор Святого Петра возвышается на 136 м; длина его центрального прохода — 211 м.

Восхищение начинается уже с портика собора — великолепный потолок, мраморные статуи в нишах. Одна из входных дверей — Святые врата. Что интересно, она замурована изнутри. Через каждые 25 лет накануне Рождества перед юбилейным годом бетон разбивается. После специального ритуала (трехкратное коленопреклонение и три удара молота) Святая дверь распахивается, и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор.

Внутри собора множество капелл, надгробий и гробниц римских пап и императоров, в нишах и простенках статуи и скульптуры. Богатство внутреннего убранства просто поражает своим великолепием!

Справа от входа в небольшой капелле самое выдающееся художественное произведение собора — мраморная «Пьета» Микеланджело, изображающая мертвого Христа, покоящегося на коленях Девы Марии. Когда Микеланджело ее изваял, ему не было и 25 лет, и, конечно, нашлись те, кто усомнился в его авторстве. Тогда Микеланджело, вооружившись светильником и резцом, пробрался ночью к скульптуре и вырезал свое имя на ленте, опоясывающей грудь Мадонны: «Michael Angelus Bonarotus Fiorent (inus) Faciebat» («Сделано Микеланджело Буонаротти, флорентийцем»). Это единственная работа Микеланджело, которую он подписал.

После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа  видим бронзовую статую Святого Петра  Благословляющего, которой приписываются чудодейственные свойства. Считается, что стоит прикоснуться к ней и помолиться,  мольбы будут услышаны. Обычай этот очень древний, поэтому стопы статуи стерты от прикосновений молящихся. В левой руке Святой апостол Петр держит ключи от рая.

Под куполом над главным алтарем находится огромный бронзовый балдахин высотой 29 метров на четырех витых колоннах. Это работа скульптора Бернини. Для изготовления шедевра потребовалось очень много бронзы. Часть сняли с купола старого собора, столько же прислали из Венеции и Ливорно. Когда и этого не хватило, то по приказу папы Урбана VIII (Барберини) разобрали бронзовый портик Пантеона. Именно тогда появилась крылатая фраза: «Что не разрушили варвары, разрушил Барберини». Считается, что под этим балдахином и находится место, где был похоронен апостол Пётр. Лестница отсюда ведёт вниз, в ватиканский некрополь.

Но обратим свой взгляд к вознесшемуся в небо куполу, грандиозному творению Микеланджело. Купол высотой 120 метров опирается на 4 пилона с 4 нишами, в которые Бернини установил гигантские статуи святых. Восемнадцать лет работы Микеланджело были отданы строительству купола. Он рассматривал свою работу над куполом собора как одну из величайших в своей жизни, которая дарует ему спасение на небесах. Однако при жизни Микеланджело возвели только центральный барабан купола, а само строительство собора было завершено уже без него. В самом центре купола изображен Бог-отец. Вокруг надпись на латыни: «К славе Св.Петра, папа Сикст V в год 1590, в пятый год понтификата».

Осмотрев собор, мы выходим на Площадь Святого Петра — самую большую римскую площадь, ее размеры — 340 на 240 метров. Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини в 1656—1667 гг.

Площадь Святого Петра двумя дугами окружают величественные колоннады, украшенные скульптурами из 140 статуй. В центре находится  древнеегипетский обелиск, доставленный сюда по приказу императора Калигулы. На площади находятся два фонтана. Один — работы Альберто да Пьяченца, он был перестроен в 1516 году Карло Мадерна, второй фонтан создал Бернини по модели первого, чтоб не нарушать гармонию площади.

Над правой колоннадой видна часть резиденции Папы Римского. Отсюда, из окна последнего этажа, второго справа, Папа традиционно читает воскресную проповедь. В большие религиозные праздники здесь собираются тысячи католиков со всего мира для того, чтобы в живую услышать и увидеть выступление Папы Римского.

Примечателен тот факт, что площадь Святого Петра от Рима отделяет тонкая белая линия, начертанная прямо по брусчатке. Как правило, никто не обращает на нее внимание, а зря: это самая что ни на есть государственная граница.

Собор Святого Петра и площадь описаны во многих источниках, но ни один из них не может передать то восхищенное и почтительное чувство, которое возникает при его непосредственном зрительном восприятии.

 

Тиволи

Живописный старинный городок Тиволи, расположенный в 24 километрах от Рима в провинции Лацио, мы посетили в первый же день приезда в столицу Италии. Этот древний город был основан на несколько веков раньше Рима. Главные достопримечательности города: невероятно красивые виллы, крепость Пия, старинные соборы и церкви.

Папская крепость или крепость Пия – особенная достопримечательность Тиволи, расположенная недалеко от центральной площади города. Это оборонительное сооружение было построено в 1461 году. Строительством крепости руководил папа Пий II. С конца 19 века и до 1960 года крепость использовалась в качестве тюрьмы. Крепость представляет собой мощное сооружение в форме квадрата, углы которого укреплены круглыми башнями различной высоты. Здесь часто проводят различные выставки и другие культурные мероприятия.

Украшение города Площадь Гарибальди и скверик с фонтанами. В 2007 году на этой площади  возвели арку  Отцов-Основателей. Ее автор — известный итальянский скульптор Арнальдо Помодоро, автор шара в Ватиканских садах. Помните, «Сфера в сфере»?

Самая впечатляющая достопримечательность  Тиволи – вилла д’Эсте, расположившаяся на месте бывшего бенедиктинского монастыря.

 

Вход на виллу находится рядом с построенной в 12 веке церковью Санта-Мария Маджоре. Сначала вы попадаете во внутренний дворик, образованный арками-галереями. Здесь обращает на себя внимание фонтан «Спящая Венера». Это своеобразный каменный грот — изящная поза богини в окружении роскошной лепнины.

Вилла д’Эсте изначально принадлежала кардиналу Ипполиту II д’Эсте, который в свое время был оттеснен Юлием III с папского кресла и отправлен в город Тиволи в качестве губернатора.

Ипполит II был большим ценителем культуры и искусства, поэтому на новом месте службы  решил разбить парк, несравненный по своей красоте. Автором проекта стал Пирро Лигорио – архитектор и знаток своего дела.

Роскошное оформление виллы должно было подчеркнуть ее статус культурного очага, где планировалось проводить встречи представителей искусства. Бывшая когда-то обычным монастырем, за несколько десятков лет руками умелых мастеров она была превращена в архитектурный шедевр.

Мемориальная доска на входе указывает на пребывание здесь композитора Ференца Листа. В 1867—1882 годах он гостил на вилле у её нового владельца кардинала Густава фон Гогенлоэ, и дал здесь один из своих заключительных концертов. Лист посвятил вилле три произведения — «У кипарисов виллы д’Эсте» (№1 и №2) и «Фонтаны виллы д’Эсте». Именно его чудесная музыка является фоновым сопровождением моего видеоролика.

Дворец представляет собой массивное 4-х этажное здание. Стены залов  украшены фламандскими гобеленами, лепными украшениями и фресками. Их сюжеты связаны с мифами, историческими событиями, войнами и строительством города Тиволи.

Со стороны парка фасад украшает лоджия с боковыми лестницами. Дворец расположен на самой высокой точке территории виллы, поэтому с лоджии хорошо видна центральная аллея парка. Нужно было обладать необыкновенной фантазией, чтобы местность, имеющую гористый рельеф с большим перепадом высоты, превратить в райский уголок. Сад с фонтанами расположен в виде террас. Каждая терраса имеет свою архитектурную изюминку.

К левой стороне дворца по просьбе кардинала Ипполита архитектор Лигорио пристроил что-то вроде триумфальной арки. С этой точки открывается великолепный вид на окрестности города.

Главным богатством виллы д’Эсте являются фонтаны. Сегодня на территории виллы насчитывается более пятисот фонтанов. Все они были тщательно спланированы архитекторами и несут свой философский смысл.

Спускаемся по боковой лестнице и попадаем на широкую террасу. Первым нас встречает фонтан в стиле древнегреческой вазы на изящных ножках – фонтан Треножника.

По центру ниже террасы резная чаша в виде кубка стоит на дне огромной ракушки – это фонтан Бернини.

С высоты левой стороны верхней террасы хорошо виден Фонтан «Рометта» ( Маленький Рим). Он воспроизводит в миниатюре некоторые знаковые места Рима. Легко узнаваемы статуя богини Ромы, Капитолийская волчица и лодочка с Испанской площади.

На противоположной стороне парка  на этом же уровне находится Овальный фонтан. Своё название он получил от формы бассейна. В расщелине скалы, которая виднеется над фонтаном, находится скульптура прорицательницы Сивиллы.

Между фонтаном «Рометта» и Овальным проходит аллея «100 фонтанов». Здесь вдоль дорожки, протянувшейся поперек всего парка, тремя рядами расположились многочисленные небольшие фонтаны. В нижнем ряду вода вытекает из пастей различных животных или масок. Среди них попадаются довольно забавные.

Под аллеей 100 фонтанов расположена чаша фонтана Четырех драконов.

В разных частях парка можно встретить искусственные гроты причудливой формы: Геракла и Помоны, Сивиллы и Дианы.

Самый красивый в парке фонтан «Орган». Он не только впечатляет своим внешним видом, но и услаждает слух звучащей музыкой. Сам орган расположен в центральной нише фонтана. Звуки извлекаются благодаря сложной гидротехнической системе, изобретенной французом Клодом Венардом. Одно время из-за известковых отложений на стенках трубок, по которым течет вода, орган перестал работать. Восстановила орган группа энтузиастов из Англии.

С площадки, на которой расположен фонтан «Орган», открывается вид на прямоугольные пруды с рыбками. Самый большой фонтан парка – фонтан Нептуна находится ниже водного органа.

Часть сада, находившаяся ниже прудов, раньше была огородом. Позднее здесь появилась кипарисовая ротонда – круг, окруженный 16-ю  кипарисами. Сохранились только два кипариса 17 века. Их старательно оберегают, как местную достопримечательность. Здесь же, с обеих сторон дорожки стоят два фонтана Мете — выглядят они как большие камни с гротами и нишами, по которым струйками стекает вода.

Самый знаменитый шедевр нижних садов фонтан Артемиды Эфесской или фонтан матери-природы. Мы видели подобную скульптуру в музеях Ватикана. Статуя стоит в гроте, отделанном мелкими камнями, а вода фонтанирует из многочисленных грудей богини.

Великолепие виллы позволяет ей называться самой красивой достопримечательностью как Тиволи, так и всей Италии.

Она послужила прообразом для строительства Версаля в Париже. А император Петр I был настолько впечатлен посещением виллы, что задумал строительство Петергофа.

Это райское место невероятно привлекательно для тех, кто интересуется историей, архитектурой и ландшафтным дизайном. Туристы, приезжающие в Рим, часто предпочитают посещению Тиволи более «раскрученные» достопримечательности итальянской столицы. И лишь настоящие ценители знают, что этот город стоит посетить непременно.

Понравилась статья и ролики? Ставьте лайки. А путешествие по Италии ещё не закончилось. Ждите продолжения, и подписывайтесь на новости сайта.