Черногория. Каньоны рек Тары и Морачи
Продолжаю рассказывать о Черногории. Постоянные читатели моего сайта уже познакомились с городом Будва и Боко-Которской бухтой.
Экскурсия на каньоны самая захватывающая и запоминающаяся. Почти четырнадцать часов мы колесили на автобусе по извилистым черногорским серпантинам. За каждым поворотом открывались поистине удивительные горные пейзажи и фантастические виды на стремительные реки. Приехать в Черногорию и не увидеть горы — это почти то же, что ни разу не искупаться в море.
Во время этой экскурсии мы увидели практически всю Черногорию за один день. Впечатлений очень много и довольно легко запутаться, где именно мы были.
Начало пути из Будвы на север Черногории проходило через город Цетинье. Но мы проехали только по окраине древней столицы Черногории (см.ролик). Он славен своей историей, достопримечательностями и Цетинским монастырем. Сейчас столицей Черногории считается Подгорица. Она находится ближе к центру страны, это вполне современный и очень большой по черногорским меркам город. Но настоящей духовной и исторической столицей страны, несомненно, является Цетинье, куда стоит поехать отдельно или в рамках экскурсии по монастырям Черногории.
Едем дальше. Вдали из окон автобуса виднеется Скадарское озеро – это самое большое озеро на Балканах, национальный парк и рай для рыбаков. Для любителей флоры и фауны организуют специальные экскурсии к этой сокровищнице природы.
После Цетинье дорога подниматься все выше и выше. Вот мы уже едем по территории национального Парка Дурмитор, его площадь — 390 кв.км. Горный массив Дурмитор — это 48 пиков свыше 2 000 метров над уровнем моря. Дорога тут адски серпантинная и вся в туннелях. Но ради красоты настоящие путешественники идут на жертвы, страдая кто-то от тошноты, кто-то от страха.
Растительность в Дурмиторе разнообразная. Высокогорные леса — сосна, ель, пихта, береза, бук. На низких склонах растут ясень, дуб, вяз, липа, кизил. Черным соснам здесь по 400 лет, они достигают 50-метровой высоты. Именно они дали название стране Черногории — горы, где растут эти сосны кажутся черными.
Из окон автобуса мы видели и настоящие альпийские высокогорные луга с пасущимися на них козами, овцами, коровами, и редкие поселения, и одиноко стоящие домики. Кто-то еще умудряется тут жить – минимум цивилизации! Местные жители живут за счет продажи каймака, сыра и других молочных изделий.
Город Жабляк – «сердце» заповедника. От него можно добраться до всех значимых объектов Дурмитора: до 5 каньонов, 18 горных озер, 48 горных вершин. Вообще на Дурмиторе более 500 км маркированных туристических троп по горам и вдоль озер.
Черное озеро – одна из главных достопримечательностей Дурмитора и конечная точка нашего подъема в горы, также находится в 3 км от города Жабляк.
У нас был примерно час, чтобы дойти до Черного озера и вернуться обратно. Вдоль единственной дороге к озеру, проходящей через лес, сидит множество жителей Жабляка с черничкой, земляникой, малинкой, грибами и травами. Продаются так же вкусняшки — варенье и мед с орешками и инжиром. Если бы нам дали больше времени, можно было бы прогуляться по лесу и, наверняка, найти полянки и всласть поесть вкусных ягод совершенно бесплатно.
Вот и озеро… Как красиво! Градиент оттенков поражает!
Почему изумрудное по цвету озеро назвали Черным? Горный массив Дурмитор вообще богат легендами, и Черному озеру тоже приписывают одну... Легенда говорит о том, что в далеком 13 веке это место посетил Святой Сава (основатель Сербской православной церкви). Якобы селяне и монахи не поверили, что к ним явился такой важный человек, и решили подложить в его сумку мертвого петуха, а на утро обвинив в краже. Тогда Святой Сава проклял это место, монастырь и деревня ушли под землю, а на их месте образовалось Черное озеро.
Оно ледникового происхождения и находится на высоте 1442 м. Состоит из Большого и Малого озер, которые соединены узким проливом. Как нам сказали, летом пролив почти пересыхает и можно пройти в том месте пешком. Глубина Малого водоема достигает 49 м, Большого — 24,5 м. Летом температура в Черном озере на 4°C ниже, чем воздуха! Народ в солнечную погоду купается и загорает.
Над Черным озером возвышается Медведь-гора высотой 2287 м.
Здесь очень часто идут дожди, но нам повезло, мы увидели горы и озеро во всей красе.
Дальше мы поехали к каньону реки Тара. Это самое глубокое ущелье в Европе, и второй по глубине каньон в мире (после американского Колорадо). Его глубина 1300 метров. А Тару называют «слезой Европы» за самую чистую воду. Через каньон Тара построен знаменитый мост Джурджевича – символ Черногории. Он до недавнего времени считался самым большим автомобильным арочным мостом в Европе. Длина его 365 метров, количество арок – 5, длина самого большого пролета – 116 метров. Поражает не только длина и красота моста, но и то, через какое восхитительное ущелье он построен. Панорама открывается просто нереальная. Представьте, что вокруг вас раскинулись горы, где-то далеко внизу бурлит могучая Тара, мимо пролетают экстрималы на тарзанке, а ветер такой, что сдувает любой головной убор и гуляет в ваших волосах. Если оценивать только цифры, мост не кажется очень высоким — всего 172 метра над рекой Тара. Но когда стоишь там, кажется, что под тобой несколько километров. Отдельной пешеходной зоны на мосту практически нет, туристы ходят прямо по полотну дороги.
История моста: он был построен всего за три года — с 1937 по 1940. Сложно даже представить тот титанический труд, что в него вложен. Не обошлось и без человеческих жертв. Рабочие часто пренебрегали техникой безопасности - несколько человек сорвалось в пропасть каньона.
Но уже через два года после открытия моста его пришлось уничтожить. Фашисты захватили территорию Черногории. Большая часть Черногории, в том числе каньон реки Тара, попала под итальянскую оккупацию. Югославские партизаны сражались геройски. В 1942, когда итальянцы приблизились к мосту, его было решено взорвать. Чтобы не разрушать мост Джурджевича полностью, один из инженеров, строивших мост Лазарь Яукович, разработал план по подрыву только центральной арки моста (так, чтобы после войны мост можно было восстановить).
Операция прошла успешно. Единственный в окрестностях мост через реку Тара был разрушен, а фашисты остановлены. Инженеру Лазарю Яуковичу не повезло. Его нашли и расстреляли прямо на мосту. После войны (1946 год) мост Джурджевича быстро восстановили, а Лазарю Яуковичу здесь поставили памятник.
Как это ни парадоксально, но мост назван не в честь героически погибшего создателя, а именем богатого фермера, когда-то жившего в этих местах. Он предлагал местным жителям работу и всегда честно оплачивал их труд. Теперь мост назван его именем и именем реки Тара, над которой он построен.
На площади перед мостом есть свидетельства истории ещё более древней, связанные с этим местом (см.ролик).
Над каньоном можно полетать на Зиплайне (проще – тарзанка). Рядом с мостом их две. Мы советуем левую, она в два раза дешевле (10 евро) и работает исправно уже больше 5-ти лет. Гиды, наоборот, зазывают (наверно, получают свой процент) именно к правой тарзанке — она сертифицирована по всем стандартам и стоит уже 20 евро. Кататься можно парами. Если Вы девушка изящного телосложения и хотите прокатиться — для веса к Вам добавят инструктора. Мы не рискнули, да времени на это было жалко, хотелось просто погулять у моста, пофоткать и полюбоваться пейзажем.
Иногда здесь можно увидеть, как под мостом на надувных лодках проплывают люди в спасательных жилетах. Это туристы, отправившиеся на рафтинг (такая экскурсия тоже есть).
Примерно через 10 минут дальнейшего пути мы остановились у той же Тары, но в месте, где смогли подойти к самой воде. Здесь часто останавливаются туристы, чтобы передохнуть, отсюда начинается рафтинг по Таре, и есть уютный ресторанчик под старыми буками.
Едем дальше, теперь нас ждал каньон реки Морачи. От раскрывающихся перед глазами пейзажей кружится голова. Останавливаться в каньонах Тары и Морачи хочется на каждом шагу, красивых панорам предостаточно. Дорога по ущельям очень живописная. Вот одно из самых красивых мест каньона — излучина реки. В этом месте она изгибается в виде громадной подковы. К сожалению, фотографировать пришлось сквозь стекло автобуса — место здесь опасное и туристов из него не выпускают, но наш водитель специально притормозил на повороте.
Ещё одна остановка — монастырь Морача, это на границе между югом и севером страны. Территория монастыря очень ухоженная и красивая. Здесь действительно живут монахи, они постоянно украшают, облагораживают монастырь и обеспечивают себя всем необходимым. Здесь есть огород, сад и пасека. Монашеские постройки и кельи органично вписываются в территорию, и будто бы образуют внешнюю стену. Главная здесь — церковь Успения Божией Матери, основанная в 1252 году. Она славится своей уникальной росписью. Церковь была частично разрушена в XV веке — боровшиеся с православием турки сняли крышу и запрещали местным жителям защищать иконы и фрески. Долгие годы Церковь стояла без крыши — внутрь попадал дождь и снег. Это нанесло фрескам просто катастрофический урон — сохранилось не так много, как нам бы хотелось.
Рядом церковь Святого Николы. Она гораздо меньше, построена в 1635 году, но может похвастаться богатой внутренней росписью. Говорят, что во время османского владычества было очень популярно строить церкви, которые внешне практически невозможно было бы отличить от обыкновенных жилых домов. Так черногорцы старались сберечь свою веру.
Рядом с церковью – звонница. Она совсем скромная, но очень органично вписывается в окружающие пространство.
На территории монастыря есть небольшой источник со святой водой. Вода очень вкусная и считается целебной. А ещё, освященное здесь оливковое масло увозят домой туристы и паломники из многих стран мира.
Монастырь находится высоко в горах, в каньоне реки Морача, но многочисленные туристы появляются здесь практически каждый день. Монахи не против — они щедро делятся красотой и одухотворенностью этого места.
Едем дальше…Огромные массивные горы будто нависают над головой. Среди них, на огромной высоте через всю Черногорию проходит железная дорога. Я даже не представляю насколько красивым должен быть вид из окна поезда. Чтобы ее построить, пришлось прорубить тысячи тоннелей. Строили железную дорогу и ту, по которой мы ехали, солдаты югославской армии ещё по времена правления Тито.
А вот грандиозная современная стройка (см.ролик). Это строительство автобана между Черногорией и Сербией. Дорога пройдет от адриатического побережье из портового черногорского города Бар через столицу Подгорица по горам в сторону Боляре на границе с Сербией. В Сербии автобан вольется в трассу, которая соединяет Белград со всеми столицами Балканского полуострова. Строят китайцы, недалеко от дороги воздвигнут целый временный поселок, где живут рабочие и инженеры из Поднебесной. Строительство дороги идет круглосуточно в три смены.
А наш обратный путь прошел через столицу Подгорицу. После страшных бомбардировок во время Второй мировой войны, город буквально был сметен с лица земли, здесь сохранилось мало памятников старины и древней архитектуры. Тем не менее, здесь есть, что посмотреть. Но мы нигде не останавливались, а только вертели головами вслед за рассказом экскурсовода: посмотрите налево – это пешеходный мост через реку Морачу. Он идет параллельно мосту Миллениум, по которому мы едем. В самом начале моста есть памятники Высоцкому и Пушкину. В 2002 году был установлен памятник А.С.Пушкину и его супруге Наталье Гончаровой. А Высоцкий бывал в Черногории дважды: в 1974 г. во время съемок совместного советско-югославского фильма «Единственная дорога» и в 1975 г. с гастролями Театра на Таганке.
А вот новопостроенный Храм Воскресения Христова. Мы объехали и посмотрели на него почти со всех сторон. Открыли его в 2013 г помпезно, да и выглядит он также — БОГАТО! Обычно в Черногории церквушки и монастыри имеют вид простой и даже аскетичный, они находятся где-то в горах или подальше от людей. А тут посреди Подгорицы стоит такое… Хотя, красивый храм, спору нет.
Постепенно темнеет, и в Будву мы вернулись уже ночью. Кстати, было интересно наблюдать быстро заходящее за горизонт солнце, когда мы спускались с гор.
Будете в Черногории, не засиживайтесь на побережье, отправляйтесь путешествовать по её северным красотам. Горы и долины, озера и реки подарят вам отдых для глаз и души, позитивную энергию и наслаждение.