Нижний Новгород — столица закатов
Путешествия по России всегда приятны и познавательны. На сей раз речь пойдет о Нижнем Новгороде. За 4 дня многое успели посмотреть и полюбить этот город всей душой.
Город, который прошел 800-летний путь, купеческая столица, атмосферная русская провинция. Основанный в 1221 году, он долгое время играл роль сторожевого поста московских земель. Могучий Кремль, защищавший Нижний Новгород от набегов, выросший из деревянного детинца, он превратился в грозное каменное сооружение, ни разу не взятое врагом.
Мы прошли круговым маршрутом в 2130 метров по стенам Кремля с его 13-ю башнями и потрясающими видами на город из узких окон-бойниц. Это единственная в России крепость, построенная с перепадом высот в 80 метров на крутом волжском откосе. Оцените крутизну и высоту каменных ступеней в ролике.
Нижегородский кремль — хранитель многовековой истории. Собор Михаила Архангела первый в городе, был заложен в 1221 году и перестоен в последний раз в 17 веке — в память о подвиге нижегородского ополчения 1612 года. В нем и находится гробница Козьмы Минина. Храм – редкий образец древнерусского зодчества. Перед ним памятник основателям города князю Георгию Всеволодовичу (правнук Владимира Монома) и святителю Симону.
Вообще, Нижегородский кремль единственный в России, куда вход свободный. Мало того, здесь же находятся все главные административные и культурные здания города — дружное соседство истории и современности:
Бывший губернаторский дом, сейчас Нижегородский государственный художественный музей, который называют «Маленькой Третьяковкой». Это самый богатый художественный музей Поволжья, в котором вы увидите очень многие хрестоматийные для русской живописи картины. Гостями Губернаторского Дворца в свое время были А.Дюма, декабрист И.Анненков с женой-францужинкой и многие другие известные люди. Пожить в этом доме, находясь на государственной службе, удалось 14 губернаторам. Потом грянула революция.
Центр Современного искусства Арсенал — это жемчужина города. Выставки здесь устраивают самые знаковые. И российские художники, и зарубежные здесь выставляются регулярно.
Здание манежа с Никольской церковью, построенное в 1839—1841 гг. В нем недавно открыли выставочное пространство.
Законодательное собрание Нижегородской области – бывший Аракчеевский кадетский корпус. В крыле этого здания находится филармония — фестиваль искусств им. Сахарова каждые два года проходит именно тут.
Дом Советов (ныне местная Государственная Дума) — здание построено в начале 30-х годов XX века. Теперь это тоже памятник архитектуры. Но когда-то здесь стоял Свято-Преображенский кафедральный собор. К 800-летию города восстановили колокольню этого собора. Она, как и была в своем историческом облике, представляет собой удлиненный восьмерик высотой 51,5 метра с арочными пролетами звонов в верхней части, завершенный восьмигранным шатром с луковичной главкой. Лифт поднимает посетителей на смотровую площадку, с которой открывается потрясающий вид на город, Кремль, Стрелку и Волгу. Кроме того, специалисты установили на колокольне часы со старинными механизмами, а в определенные часы можно послушать и посмотреть на искусство звонаря. Великое потрясение для тела и души! Самый большой, 6-тонный колокол подарил городу В.Путин к 800-летию. Спуск по винтовой лестнице с рисунками на белоснежных стенах и остановками на осмотр экспозиций на каждом ярусе колокольни. Этот объект нас очень восхитил!
На кремлевском холме в 1828 году был установлен обелиск в честь К.Минина и Д.Пожарского. Гранитную колонну доставили водным путем из Петербурга. Однако при разгрузке была отколота верхняя треть ствола обелиска. Было решено соединить части в месте перелома при помощи внутреннего медного штыря, с последующей затиркой и полировкой швов разлома.
А недалеко от него Вечный огонь горит – в память павших нижегородцев. У Кремлевской стены в 1975 году была открыта Аллея Славы с постоянной выставкой боевой техники военных лет. Каждая третья пушка, танк, самоходка, выпущенные заводами СССР в годы ВОВ, произведены в г. Горьком.
Теперь о самом городе… Нижний Новгород — почти что Рим, ведь стоит на 7 холмах. Возник Нижний Новгород на месте большого дремучего леса. Высокие холмы по правому берегу Оки, прорезанные глубокими оврагами, назывались Дятловыми горами.
Бытует версия, что название этим горам дали, потому что со стороны реки берега сложены из красно-белой глины с черными прожилками. Такой необычный береговой узор чем-то напоминает раскраску пестрого дятла.
А ещё существует легенда, в которой говорится, что основателем Нижнего Новгорода стал мордвин-язычник по фамилии Скворец. Было у него восемнадцать жен и семьдесят сыновей – вот и пришлось ему строить для них хижину за хижиной, стучать неустанно топором с утра до вечера... прозвали его Дятлом те, кто проплывал мимо... В дальнейшем он и получил известность как владелец земель исторического центра Нижнего Новгорода, сдавшего свои родовые владения москвичам-основателям города.
Сегодня крутой Окский откос Дятловых гор преобразовался в красивейшую Набережную Федоровского. Однако своего часа набережная ждала довольно долго. Только в начале нынешнего века она начала превращаться в точку притяжения туристов и предмет гордости жителей города.
В честь юбилея открыли здесь парк 800-летия города. В нем всё устроено так, чтобы было комфортно проводить время и активно отдыхать. На террасах набережной деревянные шезлонги и скамьи для созерцания пейзажей, игровые зоны для детей, площадки для занятий спортом и йогой. Кажется, нижегородцев смотровыми площадками не удивишь, но только здесь на протяжении всего маршрута по парку, вы любуетесь удивительными по красоте пейзажами и достопримечательностями. Отсюда лучше всего наблюдать огненные закаты и праздничные городские фейерверки. С набережной Федоровского можно увидеть Нижегородскую ярмарку, Стрелку с собором Александра Невского и стадионом, Нижневолжскую набережную, Строгановскую церковь на улице Рождественской, Речной вокзал, Канавинский мост, Благовещенский мужской монастырь — старейшая обитель Нижнего Новгорода, основанный в 1221 году — с откоса он смотрится как на ладони.
На набережной Федоровского самый романтичный памятник писателю Максиму Горькому. С 1972 года бронзовый Алексей Максимович сидит на камне, опирается на трость и любуется открывающимся видом на Стрелку – место слияние двух рек.
Единственный в России памятник Жюлю Верну стоит на набережной Федоровского. Сам Жюль Верн в Нижнем Новгороде, да и в России, не был. Но герой его романа «Михаил Строгов: курьер царя» три дня проживал в гостинице «Константинополь» на Рождественской улице.
Набережная названа в честь Николая Михайловича Федоровского — советского ученого минералога, доктора геолого-минералогических наук, профессора МГУ, члена корреспондента Академии наук СССР. Он один из основателей Московской горной академии. Мало того, он был членом СДРП с 1904 года, активным участником революционного движение с 1902 года. В Нижний Новгород Николай Михайлович попал в начале первой мировой войны, куда эвакуировалась минералогическая коллекция политехнического института, а потом и сам институт. Здесь он продолжал заниматься революционной деятельностью.
И ещё углубимся в историю… А вы знаете, что царя Николая I называют «главным архитектором» Нижнего Новгорода?
В октябре 1834 года он прибыл в город с визитом. Его очень возмутили заторы и пробки на территории Кремля. А ещё непролазная грязь и вонь в самом центре города. Любуясь видами Заволжья, он зажимал нос от невообразимого зловония. После первого знакомства с городом он сказал: «У вас в Нижнем природа сделала все, чтобы украсить город, а люди делают все, чтобы его испортить».
Утром он вызвал к себе городского главу Федора Переплетчикова, разложил перед ним карту, а так как император имел неплохие знания в инженерном и архитектурном деле, он собственноручно нарисовал, как сделать обходы вокруг Кремля. А заодно посоветовал разбить Кремлевский бульвар и создать две набережные: Верхневолжскую и Нижневолжскую. В целом он дал 33 рекомендации как благоустроить Нижний Новгород.
В результате – к 1839 году были построены набережные и съезды, которыми нижегородцы пользуются до сих пор.
К празднику 800-летия города в 2021 году было отреставрировано много исторических объектов. Одним из них является Театральная лестница. Свое название она получила из-за соседства с одноименной площадью и Нижегородским академическим театром драмы им. Горького на ней. Эту лестницу в Нижнем Новгороде еще называют «малой копией» Чкаловской лестницы. Она была построена в 1945—1946 гг. немецкими военнопленными как компенсация за разрушение города во время бомбежек.
Был благоустроен Губернаторский (Александровский) сад. Впервые он появился в городе благодаря Николаю I, который распорядился разбить его на Волжском откосе. Парк был создан в английском стиле в 1835 году и назван в честь супруги императора Николая I — Александры Фёдоровны. В 1958 году здесь появилась открытая летняя эстрада, на которой выступали знамениты музыканты: Мстислав Ростропович, Максим Шостакович и другие.
В 1990-е в результате пожара летняя эстрада была утрачена, а парк потерял свою былую популярность. В юбилейный год Александровский сад обрел новую жизнь. Восстановили исторические дорожки, добавили новые, замостили их, сделали дополнительное озеленение и освещение, установили скамейки и арт-объекты. А главное, восстановили на том же месте знаковый объект сада — летнюю сцену — концертная площадка «Ракушка» была изготовлена по индивидуальному заказу, и теперь здесь снова зазвучала музыка.
Буквально под Александровским садом на набережной Волги есть ещё один интересный арт-объект. На нижегородских печатях XVI века традиционно изображали оленя. Олень с древних времен считался символом мудрости, отваги, величия и благородства. С 1781 года изображение оленя появилось на гербе Нижнего Новгорода. И вот 12 июня 2014 года на Нижневолжской набережной была торжественно открыта скульптура оленя — творение венгерского скульптора Габора Жоке. Свои массивные оригинальные скульптуры он создает из дерева и металла. В творчестве Жоке особое место занимает анималистическая скульптура, а именно изображение животных в городской среде. Пятиметровая скульптура оленя в Нижним Новгороде выполнена из пластинок из нержавеющей стали, Жоке впервые использовал этот материал. Металл символизирует индустриальность, чем и славиться город. Олень был подарком от Элады Нагорной — почетного консула Венгрии в знак дружбы венгерского и российского народов.
Здесь же на набережной у подножия знаменитой лестницы стоит катер «Герой», установленный в честь моряков Волжской военной флотилии.
Чкаловская лестница – визитная карточка Нижнего Новгорода, главная смотровая площадка города, самая яркая и необычная достопримечательность... Как только не называют Чкаловскую лестницу, и все это правда. Я бы добавила — ожерелье на Волжском откосе. Такая ассоциация у меня возникла, когда я смотрела на Чкаловскую лестницу с борта теплохода. Она, как огромное драгоценное украшение, наброшенное на зеленый бархат.
Да, хороша во всех отношениях! Своей формой в виде восьмерки, своим цветом, размахом, замечательным расположением и окружением, потрясающими видами, которые открываются с ее смотровых площадок. Хороша в любое время дня и ночи, с любой точки.
Несколько слов об истории. Строилась она с 1943 по 1949 годы при участии военнопленных немцев в честь победы в Сталинградской битве. Названа по имени легендарного летчика Валерия Чкалова, памятник которому был установлен здесь, на Волжском Откосе, еще в 1940-м году.
Как удивительны бывают повороты судьбы. Именно это место Чкалов вместе со своим другом скульптором И. А. Менделевич выбрали для памятника Максиму Горькому. Но трагическая гибель летчика все перевернула, и на этом месте возник памятник ему самому…
Мы идем в сторону канатки по Верхневолжской набережной. Здесь основные достопримечательности – исторические здания: дом Каменских, дом купца Сироткина, и главное украшение – усадьба Рукавишниковых. Здание было построено в 1877 году одним из самых богатых купцов Нижнего Новгорода Сергеем Михайловичем Рукавишниковым. Оно богато украшено белым декором, который на нежно голубом фоне смотрится потрясающе. Причем красив не только внешний фасад, внутренние интерьеры, по рассказам, ослепительны. Не зря же дом называют нижегородским маленьким Эрмитажем. Это настоящий дворец! К сожалению, удалось увидеть только великолепную центральную лестницу, в музей не попали, он уже закрывался.
Впрочем, Верхневолжская набережная вся великолепна, и больше похожа на облагороженный бульвар, строения здесь — сплошь памятники архитектуры разных времен. И без памятных знаков не обходится: «Бюст судовладельцу и общественному деятелю Д.В.Сироткину», «Мемориальная доска А.С.Попову», памятник врачам-нижегородцам, бюст создателю толкового словаря В.И.Далю, памятник ещё одному знаменитому летчику — уроженцу Нижнего Новгорода П.Н.Нестерову, первым выполнившему «мертвую петлю».
И ещё один объект на этой набережной привлекает внимание туристов, приезжающих в Нижний Новгород – здание Художественного музея (особняк купца Сироткина), главным образом, потому что в нем выставлена знаменитая картина Константина Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам». Одна из самых больших картин России, размером 698×594 см., находится в отдельном зале музея, оборудованном специальным освещением и аудио-сопровождением.
На создание самого полотна художнику понадобилось 6 лет. Для её написания Маковский купил оборудованную мастерскую в пригороде Парижа и потом несколько раз приезжал в Россию за сбором информации — работал в архивах, писал этюды, искал народные типажи. В основе сюжета —известное событие, произошедшее в сентябре 1611 года. Маковский изобразил момент, когда нижегородский купец Козьма Минин собирал пожертвования на формирование Второго народного ополчения для борьбы с польскими захватчиками. Тогда на главной площади собрались все жители Нижнего Новгорода. На картине детально прорисованы более 300 человек, 100 из них написаны с реальных людей.
Впервые картина была представлена публике в 1896 году в Нижнем Новгороде на 16-й Всероссийской промышленно-художественной выставке. Ввиду того что полотно было огромных размеров — площадь холста составила почти 40 м² — для картины пришлось выстроить специальный павильон.
После выставки картина много путешествовала. Она была показана во многих городах России и за границей. В 1908 году картина была подарена Нижнему Новгороду царем НиколаемII в связи с предстоящими торжествами в честь 300-летия династии Романовых и установлена в Гербовом зале городской Думы. В 1972 году ее перенесли в специально выстроенное помещение, примыкающее к Дому Д.В. Сироткина.
Одной из достопримечательностей поволжской столицы является Нижегородская канатная дорога. Для нижегородцев канатная дорога стала уже привычным средством передвижения, это самый настоящий общественный транспорт. Ведь канатная дорога связывает Нижний с его городом-спутником Бор, расположенным на левом берегу Волги. Раньше для поездки в Бор приходилось делать крюк в 25 км, а по прямой через Волгу около 4 км. Это самая длинная дорога в Европе, используемая как общественный транспорт. Перепад высоты 62 метра. Дорога имеет 10 опор, максимальная длина пролета над уровнем воды 882 метра. Во всем мире нет такого протяженного пролета над водой — почти в 1 км без опор! Нижегородская канатная дорога гондольного типа. Кабинки комфортные и оснащены местами с окошками для полного обзора природных красот. Сверху наблюдаем: гребной канал, густые зеленые заросли на берегах Волги, перемещение по ней громадных барж, теплоходов, лодок. И как на ладони вид на Печорский монастырь.
Его мы тоже посетили. Вознесенский Печерский мужской монастырь — самый старый в Нижнем Новгороде, основан в 1328 году. «… Он всё видел на своем веку: и междоусобия, и татарские набеги, и польские сабли, и боярскую спесь, и царское величие. Он видел древнюю Русь; он видит Русь настоящую" — писал граф Владимир Соллогуб в повести «Тарантас» в позапрошлом веке. Архитектурный ансамбль монастыря включает церкви XVII века во главе с Вознесенским собором. Врата, через которые сегодня проходят в монастырь, поставлены в 1890 году епархиальным архитектором Александром Никитиным. Есть в монастыре своя Пизанская башня — «падающая» наклонная колокольня. Но она прячется, не хочет показывать свой наклон. Лишь с одного ракурса это видно. А ещё, на территории монастыря есть аллея с бюстами русских князей и царей, здесь и Петр Первый, и Всеволод Большое Гнездо, Андрей Боголюбский и Ярослав Мудрый, Царевна Софья и Екатерина Великая и многие другие знаковые персонажи в истории России.
Рассказывая про город, нельзя не упомянуть «нижегородский Арбат» — пешеходную улицу Большая Покровка. В 19 веке здесь находились усадьбы многих знаменитых фамилий, затем улицу застроили доходными домами с дорогими магазинами, театрами и ресторанами. Сейчас это любимое место прогулок жителей и гостей города. За 4 дня удалось погулять и по дневной, и по вечерней Покровке.
Начнем с площади Минина и Пожарского от памятника Козьме Минину, национальному герою, организатору ополчения в 1611–1612 годах в период борьбы России с польско-литовской и шведской интервенцией. В центре площади с 1847 года стоит фонтан, установленный изначально как источник воды, так как верхняя часть города всегда испытывала в ней недостаток.
Ближе к площади Минина и Пожарского эффектный Дворец труда или Дом профсоюзов. Первый вариант трехэтажного каменного дома был построен в 1854 году по заказу Петра Егоровича Бугрова. На первом этаже дома располагались торговые лавки, второй образцовому старообрядцу пришлось отдать под городской театр. В 1894 году внук основателя хлебной династии Николай Бугров выкупил дом деда для передачи его в дар Городской Думе. Сейчас здесь работает областной суд.
Вот длинный розовый фасад «дома-сундука» — типичный для провинциальных городов рубежа XVIII–XIX веков. На углу дома стоит скульптура бравого городового, в нЕкогда Верхнепосадских торговых палатах сейчас ютятся многочисленные кафе, магазины и выставочный комплекс. С 1904 до 1923 года в левом крыле здания работала городская публичная библиотека. Сегодня об этом напоминают надпись на портике дома и три бюста русских писателей: Пушкина, Толстого и Достоевского.
Дом №3 по Большой Покровской строился как доходный. Декор фасадов был призван демонстрировать богатство домовладельцев – братьев Фроловых. На первом этаже торговые помещения, в подвалах находился винный погреб, а помещения второго и третьего этажей занимали различные конторы.
В классическом особняке с колоннами по приглашению нижегородского купца Михаила Костромина жил умелец Иван Петрович Кулибин. С 1954 года в этом доме располагается учебный театр Нижегородского театрального училища им. Е.Евстегнеева. Любой желающий может попасть на его выпускные спектакли.
Скульптура фотографа с собачкой — это дань памяти нижегородским фотохудожникам Карелину и Дмитриеву. Их салон находился почти на пересечении ул. Пискунова и Большой Покровской, сейчас в этом здании Русский музей фотографии.
В доме №8 жил и работал гравер Михаил Свердлов. Его старший сын Зиновий, крестник Максима Горького, знал семь иностранных языков, по рекомендации Немировича-Данченко учился на актера, получил генеральский чин Иностранного легиона во Франции, в друзьях имел генерала де Голля. Однако более 70-ти лет Покровка именовалось Свердловкой в честь второго сына — Якова Свердлова, большевика и террориста, санкционировавшего, по мнению некоторых историков, расстрел царской семьи. Сегодня в доме граверной мастерской работает выставочный зал филиала Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника.
Здание Драматического театра им. М.Горького впечатляет. Действительно очень красивое, и этим театр обязан Николаю Бугрову. Знатоки сравнивают Нижегородский театр драмы, выполненный по проекту Виктора Шретера, с итальянским Ла Скала. Открытие театра было приурочено к Всероссийской выставке и коронации Николая II 15 мая 1896 года. В тот день давали парадный спектакль — оперу М.И. Глинки «Жизнь за царя». В главной партии — Федор Шаляпин. Театр мы, конечно, посетили... в ролике показываю интерьер.
В 2006 году у театра установили памятник Евгению Александровичу Евстигнееву, уроженцу Нижнего Новгорода. Здесь же он окончил театральное училище, которое теперь носит его имя.
В сквере у театра стоит памятник еще одному известному уроженцу Нижнего Новгорода — Н. А. Добролюбову. Кстати, недалеко, по адресу: набережная Лыковая дамба, 2 находится усадьба Добролюбовых, в которой провел детство и юность будущий революционер, критик и писатель.
Вообще на Покровке огромное количество скульптур. Кого только не встретишь, прогуливаясь по этой улице. Вообще среди скульптур на Покровке, очень много таких, которые изображают типичных горожан Нижнего, живших в позапрошлом веке, а у некоторых из них есть реальные прототипы. Например, городовой, что стоит вначале улицы у «Музея живой бумаги» — это перенесенный портрет околоточного надзирателя Василькова, служившего в конце XIX века.
Напротив театра расположен роскошный доходный дом, принадлежащий "Торговому дому «Чеснокова и Кудряшова». В трехэтажном здании с большим ажурным чугунным балконом в конце XIX века располагались магазины с модной одеждой, дорогими винами и французскими духами, на втором и третьем этажах – номера для обеспеченных людей. Сегодня мало что изменилось.
Если немного отклониться от маршрута по Покровке, свернуть направо и пройти через дворы, мы как будто, окунемся в другую эпоху. В 1920—1930-е годы строятся так называемые дома-коммуны. Кроме квартир, в структуру таких зданий входили столовая, ясли и детский сад, красный уголок, спортзал, библиотека, медицинский пункт, прачечные и другие помещения-организации. Один из таких домов в Нижнем своей архитектурой удивляет и сейчас — находится по адресу: улица Пискунова, 3 (корпус 1–5). Это целый жилой комплекс из пяти корпусов, причём они соединяются надземными переходами-мостиками на уровне 2-го и 5-го этажей. Шестиэтажку спроектировал молодой тогда архитектор Владимир Медведев. Настоящая гордость строения тех времён — лифт, их тут сразу два. В послевоенные годы дома-коммуны претерпели существенные изменения. Во время капитального ремонта в 1950-е годы квартиры были перепланированы, в них стали оборудовать персональные кухни и санузлы — общий быт не прижился, но бОльшая часть переходов между корпусами сохранилась до сих пор.
А мы возвращаемся на Покровку… На этой улице была одна из первых трамвайных линий, запущенных к открытию Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставке 1896 года. Сейчас трамвайная линия лишь пересекает Покровку. Но в память о той самой первой положили несколько метров рельсов и установили макет трамвая. Весь в огоньках, он стал новой локацией для селфи и фотосъемок. Особенно он красив в вечернее время, впрочем, как и вся улица, когда включают иллюминацию.
Здание Областного суда построено в 1894–1896 годах по плану благоустройства города к XVI всероссийской промышленной и художественной выставке. Во время выставки здесь была гостиница для приезжих, а позже разместился суд.
Большая Покровская, 26 — здание государственного банка. Самое красивое здание не только Большой Покровки, но и всего Нижнего Новгорода — сказка наяву! Уникальный ансамбль в неорусском стиле был построен в 1911—1913 года к 300-летию дома Романовых. На его открытие приезжал сам Николай II. Ансамбль банка включал главное здание, двухэтажный дом служителей, соединенный галереей с главным корпусом, часовую звонницу и кирпичную ограду. Интерьеры оформляли иконописцы братья Пашковы по эскизам художника-сказочника Ивана Билибина. Свое назначение сохранило до сих пор.
Напротив банка — жилой дом завода «Красное Сормово», построенный в 1952–1954 годах для работников этого завода. Лучший в Нижнем Новгороде образец архитектуры неоклассицизма послевоенного периода.
На Покровке находится один из филиалов Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Это бывшее здание Владимирского реального училища. В сквере университета стоит необычный памятник — «Ложка вкуса». Забавная Ложка окружена различными кухонными принадлежностями. А середина её украшена большой зеленой оливкой. Инициатором этой композиции стал местный масложировой комбинат. Как пишут, это «олицетворение разнообразия человеческих вкусов и предпочтений».
Следующее по правой линии здание (дома №№39 и 39а) вмещает в себя скромный, но интеллигентный кинотеатр «Орленок» и Нижегородский академический театр кукол. С 1912 года на первом этаже работал кинотеатр «Палас», на втором – киноконцертный зал, где в открывшейся в 1937 году филармонии выступали Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Святослав Рихтер, Дмитрий Шостакович и другие выдающиеся деятели музыкальной культуры. В 1968 году филармония переехала в Кремль, а старое здание реконструировали под театр кукол.
В соседствующем с театром здании располагается магазин «Художественные промыслы». За сувенирами и подарками идут именно сюда. Четвертый этаж здания занимает Музей истории художественных промыслов Нижегородской области.
Напротив, небольшое красивое здание в стиле модерн, украшенное фигурами грифонов, — Торговый флигель О.К Каменевой, построенный в 1914–1916 годах. В 1930-х его хотели снести при реконструкции улицы. Хорошо, что не снесли, не так много в городе осталось зданий в стиле романтического модерна, сохранивших свой исторический вид. Сейчас здесь размещается Областная стоматологическая поликлиника.
На перекрестке с Малой Покровской установлен Памятник В. И. Ленину и Нижегородским марксистам. На месте, где он установлен, стояла небольшая гостиница Никанорова. В ее флигеле в 1883 году состоялась встреча Ульянова с нижегородскими марксистами Скворцовым, Григорьевым и Мицкевичем.
У торгового центра «Италлюкс» стоит памятник «Почтальону». Место выбрано не зря, напротив — огромное здание Дома Связи.
Большая Покровская заканчивается на площади Максима Горького, где стоит памятник ему. Установили его в 1952 году, скульптор В. И. Мухина. Считается, что этот памятник является лучшим памятником Максиму Горькому. А на самой площади сделана интересная инсталляция – самые известные высказывания писателя.
Гуляли мы и в Започаинье — один из старинных районов Нижнего Новгорода, названный так благодаря речке Почайне, за которой он был расположен. Започаинье занимает примерно десятую часть всей исторической территории Нижнего. Но по количеству достопримечательностей никакая другая часть города. Здесь находится почти половина всех архитектурных памятников города, признанных объектами культурного наследия. В Започаиньи сохранилось несколько приходских храмов, а также три уникальных жилых дома XVII века. Я имею в виду купеческие белокаменные палаты: дом Афанасия Олисова, дом Ефима Чатыгина (Домик Петра I) и дом Якова Пушникова. В этой части города расположено несколько храмов: церковь Успенья Божьей Матери, храм Иоанна Предтечи, Сергиевская церковь, церковь Жён Мироносиц, церковь Ильи Пророка, Вознесенская церковь.
Первая яркая достопримечательность этого уголка Нижнего — Успенская церковь на Ильинской горе (пер. Крутой, 3). Построена купцом Афанасием Олисовым в 1672 г. Этот уникальный храм — единственный каменный храм XVII века с крышей в форме крещатой бочки (скрещенных полуцилиндров, располагающихся под прямым углом) в четыре лица (смотрящих в четыре стороны света). Этот прием использовался только в деревянных храмах допетровской эпохи.
Рядом с Успенской церковью стоят белокаменные палаты купца Олисова, который и построил сей храм. Перед палатами знак, сообщающий, что на этом месте располагался дом, в котором жил русский изобретатель Иван Кулибин. Дом сгорел в 1813 г.
Следующая достопримечательность Започаинья — дом Я.С. Чернонёбова с въездными воротами (пер. Крутой, 11). Здание построено в стиле эклектики (смесь неоклассицизма с барочными элементами). Ансамбль усадьбы сложился к середине XIX века.
Эта часть Започаинья звалась «Щепотный двор». Старинных домов здесь сохранилось немного, зато имеется две настоящих жемчужины. Первая — белокаменные палаты купца Чатыгина (ул. Почаинская, 27). Или как еще этот дом называют — Домик Петра I. Считается, что Петр Великий останавливался в этом доме два раза. Первый раз в 1695 году, перед Азовским походом, второй раз спустя много лет — в 1722 году, когда приезжал на могилу Козьмы Минина. Сейчас на доме установлен барельеф, напоминающий об этих событиях.
На углу улиц Почаинской и Добролюбова стоит древний храм — церковь Знамения Божией Матери и святых Жен-Мироносиц (ул. Добролюбова, д. 13а) Это первая приходская церковь в этом районе и старейшая во всем городе. Этот храм построен в 1649 году и объединяет две церкви — летнюю Жен Мироносиц и зимнюю — Знаменскую. В приходе Знаменской церкви родились и крестились святые преподобные Евфимий Суздальский и Макарий Желтоводский, которым рядом с храмом сейчас поставлен памятник.
По старинным улочкам города мы дошли до домика Каширина — деда М.Горького. Здесь маленький Алеша Пешков познал первые уроки жизни. Пока был жив отец, Алёшу никто пальцем не трогал. Но, попав в дом деда, мальчик столкнулся с другим миром — почти сразу пришлось отведать розг. Но именно дед был первым учителем будущего писателя. Он научил его грамоте, заметил, что у внука хорошая память и есть способности к учению. Дед Каширин был старшиной красильного цеха, выбирался в Думу, но купцом так и не стал.
В повести «Детство» А.М.Горький писал о доме деда: «Здесь началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне, как суровая сказка, рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением».
История небольшой усадьбы на Почтовом съезде уникальна. Прежде чем обрести статус музея, она дважды находилась под угрозой сноса. Музей работает с 1938 года. Воссоздавать обстановку дома помогали многие люди, которые бывали здесь при Кашириных. Соседи, друзья, родственники — все вспоминали, как была расставлена мебель, какие занавески были на окнах. Здесь много вещей настоящих, каширинских, собирались по крупицам от потомков.
А потом я посетила ещё один музей, связанный с М.Горьким в Нижнем Новгороде – музей-квартиру на ул.Семашко,19. В сентябре 1902 года Горький вернулся в Нижний Новгород из арзамасской ссылки. В его активе шесть томов литературных произведений, которые уже принесли писателю мировую известность и позволяют жить в достатке. Алексей Максимович решает снять 10-комнатную квартиру на втором этаже дома, принадлежащего барону Киршбауму.
Я не буду пересказывать вам сейчас всю историю жизни Горького и Пешковых — эту информацию можно без проблем найти в интернете. Мне просто очень хочется поделиться с вами атмосферой этого места. Я очень люблю такие квартиры — где все еще сохранились старые обои на стенах, в книжных шкафах корешки из личной коллекции, игрушки в детской, заботливо расставленные по комнатам кресла и стулья. Мне кажется, что здесь я как будто соприкасаюсь с историей. Впитываю в себя ее ритм и становлюсь немножечко богаче.
Обстановка последней нижегородской квартиры Горького восстановлена по воспоминаниям его первой супруги, Екатерины Павловны Пешковой. Она вспоминала: «Квартира была похожа на проходной двор, с одной стороны, с другой — на своеобразный клуб», в который «приходили, приезжали, жили днями, а иной раз и месяцами». Эти стены видели Л.Андреева, Е.Чирикова и И.Бунина, А.Чехова и И.Репина и еще многих известных деятелей культуры и искусства того времени. Для гостей в квартире выделялось в разное время две или три комнаты. В одной из них в августе 1903 года в течение трех недель жил Шаляпин со своей супругой — итальянкой Иолой Торнаги. Горький подружился с Шаляпиным в 1900 году — и на всю жизнь. В Шаляпинской комнате множество вещей, переданных в музей старшей дочерью Шаляпина Ириной.
Кабинет хозяина в любом доме — наиболее интересное место. Поэтому с особым вниманием рассматриваю святая святых Алексея Максимовича. Центральное место занимает письменный стол с предметами, которые были необходимы для работы. Вдумайтесь только, ведь за этим столом Горький закончил пьесу «На дне», написал «Дачников», поэму «Человек», работал над повестью «Мать». Я с особым благоговением отношусь к таким местам, где творилось великое, будь то поэзия, музыка, живопись или проза. Здесь я немного больше прониклась Горьким, захотелось перечитать основные его произведения, чтобы понять, что же думал «Буревестник революции», сидя за тем самым письменным столом.
Мою прогулку по комнатам смотрите в ролике. А на первом этаже дома отдельная комната, посвященная единственной официальной жене Горького Екатерине Павловне Пешковой-Волжиной, которая очень много сделала для увековечения памяти писателя, и сама была незаурядным и интересным человеком. В другом помещении на 1-м этаже представлена экспозиция, связанная с пьесой Горького «На дне» — выставка «Время драмы» с мультимедийными и интерактивными элементами посвящена спектаклю «На дне», премьера которого состоялась в 1903 году.
Ещё по одной знаменитой улице города мы прогулялись. Рождественская улица в старину была главной торговой улицей Нижнего Новгорода — гостиный двор, банки, магазины, фирмы, гостиницы, рестораны... Приятно, что мало изменился внешний вид улицы сегодня, а именно ее «наполнение» — помимо роскошной сохранившейся архитектуры, как и в прежние времена здесь множество магазинов, гостиниц и приличных заведения общественного питания, в которые хочется зайти. Если сравнивать улицу Рождественскую с Большой Покровской, то «историчности» обоим не занимать, а вот атмосфера абсолютно разная. Покровка шумная и веселая, а Рождественская — тихая и спокойная.
Вдоль Рождественской улицы идут трамвайные пути, и пробегающий старинный трамвайчик только добавляет «изюминку».
Здесь одних только официально зарегистрированных архитектурных памятников около четырех десятков, и о каждом можно написать отдельный рассказ, если не роман.
Поэтому, давайте просто прогуляемся по этой великолепной улице, в ролике вы посмотрите на неё моими глазами, а для тех, кому прогулки покажется недостаточно, обратитесь к интернету – там есть ВСЁ!
Но чуть-чуть всё же расскажу…
Начинается улица у Ивановского съезда. Здесь стоит Церковь Рождества Иоанна Предтечи. У храма непростая судьба. Одно время здесь был клуб и автомото-школа. С 1994 года церковь начали восстанавливать и осенью 2005 года освятили.
За церковью открывается вид на площадь Народного единства (народное название Скоба). Именно здесь Кузьма Минин призывал народное ополчение. Сравнительно недавно, в 2005 году, на площади установили копию известной скульптуры с Красной площади. Кроме этого, здесь же стоит бывший ночлежный дом Н. А. Бугрова — знаменитая ночлежка, именно её описывал Горький в пьесе «На дне». Сегодня перед ней на заборе крупными буквами выведены правила поведения, которые были нЕкогда написаны прямо на фасаде здания: «Водки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо».
Видите (в ролике), сразу за домом Бугрова, идут строительные работы? Это восстанавливают фуникулер, который 100 лет назад соединял две улицы: Рождественскую и Большую Покровскую. В Нижнем Новгороде их прозвали «элеваторами» и было их два: Кремлевский и Похвалинский. Никакое электрическое чудо в те времена не применялось. Элеватор работал за счет силы тяжести. В каждом вагоне размещали специальную емкость. Если вагон был наверху, то емкость наполняли водой и, одновременно, в вагоне, который нужно поднять — воду сливали. Верхний вагон опускался, поднимая нижний. Станции кремлевского элеватора располагались по разные стороны кремлевской стены. Часть пути вагон фуникулера следовал по подземному тоннелю.
А мы идем дальше…
С левой стороны улицы видим красивое здание (дом №6). Это бывший доходный дом купца Переплетчикова, который он впоследствии передал по завещанию городу. Фасад здания не всегда был выглядел так парадно. Реконструкцию провели к Всероссийской выставке 1896 года.
На этой стороне улице есть необычная скульптура, которая неизменно привлекает внимание прохожих. Это своеобразное напоминание о нижегородской соляной афере. В XVII веке Нижний Новгород стал главным соляным складом России. После указа Петра I о государственной монополии на продажу соли, в городе учредили соляную контору. Коррупция в те времена уже существовала — купцы потихоньку распродавали казенную соль в обход государственной казны, а недостачи списывали на паводок. Афера вскрылась, когда Александр II отказался от монополии на соль и заменил ее акцизом. Министерство финансов предписало распродать в скорейшем порядке соль, и тут оказалось, что распродавать нечего. Дело было громким. Начальника казенной палаты Вердеревского осудили и прилюдно казнили. А почему здесь стоят калоши? Есть легенда, что отец купца Федора Блинова, причастного к скандалу, подарил сыну чугунные калоши и наказал «носить раз в год, в память о проступке». Вот такая история.
Дом №21 в свое время был доходным домом А.С. Заплатина.
К дому Заплатина примыкает комплекс домов Рукавишникова — известная династия купцов и банкиров. Дом с литыми фигурами сразу же привлекает внимание. Фигуры олицетворяют символы промышленности и земледелия, а здание приобретает очертания неоготики. В этом доме №23 как раз и размещался банк Рукавишникова.
Следующее здание, которое заслуживает внимания — дом купца Пятова. Главный фасад украшают восемь колонн, а на фризе можно рассмотреть венки славы и вазоны. В наши дни, в здании располагается ресторан «Пяткинъ» с русской кухней. Владельцы ресторана постарались сохранить и восстановить интерьер купеческого дома.
В этом месте улицу Рождественскую пересекает переулок Вахитова. Через переулок красуется дом купца Бугрова (№27). Как гласит табличка на доме — характерный образец эклектики. О бывшем владельце здания напоминает буква «Б» на медальоне.
С левой стороны «тянется» фасад здания с резными окошками. Это пассаж Братьев Блиновых. Чего здесь только не было: магазины, конторы, гостиницы, склады и рестораны. Благо огромные площади позволяли. В 1901 году, отсюда, из ресторана Пермякова, провожали в ссылку Максима Горького.
Не спеша, мы подошли к площади Маркина, которая располагается почти посередине Рождественской улицы. На площади сразу несколько достопримечательностей — здание Волжского пароходства, памятник в честь Героев Волжской флотилии, фонтан.
Здание Речного вокзала внешне похоже на корабль. Летом от пристани отправляются прогулочные и круизные теплоходы. Мы тоже совершили такую прогулку по Волге и Оке. С воды достопримечательности смотрятся с другого ракурса, на уровне глаз, и некоторые гораздо ближе, можно рассмотреть всё в деталях — увидите в ролике.
Возвращаемся обратно на улицу Рождественскую и продолжаем прогулку.
На фасаде здания легко читается надпись из прошлого — «ХлебопродуктЪ». И рядом мальчишка с коврижками.
А вот и художник К.Маковский с мольбертом. Не случайна он здесь стоит. Именно на Рождественке живописец собирал образы для картины «Воззвание Минина к нижегородцам».
Вот и главная достопримечательность Рождественской улицы — церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы (или Рождественская, или Строгановская). Ее построил известный купец и промышленник, вельможа и меценат Григорий Строганов, сподвижник Петра I. Архитектура Рождественской церкви — причудливое соединение русских народных традиций и элементов барокко. Такой стиль позднее получил название «строгановского барокко». Как великолепна наружность, так великолепна и внутренность храма. Иконостас с тончайшей резьбой и живописью строгановских мастеров являются одним из красивейших в России.
Церковь несколько раз страдала во время пожаров. Особенно сильные разрушения пришлись на 60-80-е годы XVIII века. Однако, на средства внука Григория Строганова – Александра Сергеевича Строганова в начале XIX века храм капитально отреставрировали.
Следующие перестройки храма произошли в 1820-е годы, из-за проседания грунта храмовая колокольня начала давать заметный крен. Все понимали, насколько важно сохранить красивейшую строгановскую церковь, и решили укрепить ее специальной дополнительной стенкой, а здание колокольни, стоявшее раньше отдельно, соединить с папертью при помощи нового крытого перехода. Последняя перед революцией капитальная реставрация прошла в храме в 1913 году. После прихода советской власти ее хотели просто разрушить. Отец Сергий (Вейсов), бывший настоятелем храма с 1915 года, приложил немало усилий, чтобы старинную церковь признали архитектурным памятником. Реставрационно-восстановительные работы в храме начались после того, как его вернули верующим (1992 г.). А спустя год церковь повторно освятили.
Дальше ещё ряд роскошных старинных домов. Доходный дом купца Соболева и другие.
Напротив — усадьбы Строгановых и Голицыных. На фасаде дома № 45 мы можем прочитать строчки А.С. Пушкина из «Пиковой дамы» и интересную памятную запись и барельеф. Дословно — «2 сентября 1833 года Нижний Новгород посетил А.С. Пушкин. На улице Рождественская он видел дом С.В. Строгановой, дочери княгини Голицыной, послужившей прообразом «Пиковой дамы».
Вот и конец Рождественской улицы, мы вышли к Благовещенской площади и Канавинскому мосту.
Дальше мы переедем мост и прогуляемся по Стрелке.
Место слияния Оки и Волги оценили задолго до того, как оно вошло в состав Нижнего Новгорода. Свое название — Стрелка — оно получило из-за того, что здесь находился центр Стрелицкого стана Нижегородского уезда. Со временем наши предки оценили географическое расположение места и начали активно использовать его для погрузки и разгрузки кораблей, а затем строить причалы.
После того, как в 1817 году из Макарьева сюда перенесли крупнейшую в России ярмарку, жизнь на Стрелке возродилась с новой силой. Здесь, на древних берегах, шумело и кипело великое торжище — Нижегородская Ярмарка. Вскоре ярмарка стала одной из самых богатых, а Нижний Новгород заслужил славу «кармана России». В 1890 году был возведен главный ярморочный дом, был достроен Новоярморочный Александро-Невский собор, гостиницы, выставочные павильоны.
Александро-Невский собор невероятно красив и снаружи, и внутри. Он словно свеча возвышается на месте слияния Оки и Волги. На территории собора установлен «Соборный» колокол — третий по величине в России — его вес 64 тонны, высота и диаметр 4 метра. Мы долго стояли и завороженно слушали его звон.
Не менее красив и Староярморочный собор (Спасо-Преображенский) — первое храмовое сооружение на территории тогдашнего активно строящегося ярмарочного городка. Главный архитектор ярмарки А.Бетанкур, сам петербуржец, пригласил на создание этого храма своего знакомого питерского архитектора О.Монферрана, который трудился в то время над проектом Исаакиевского собора. Может быть, поэтому Спасский храм Нижегородской ярмарки является как бы уменьшенной копией великого Исаакия.
С приходом советской власти Стрелку ждало иное преображение. В 1930 году ярмарку ликвидировали, как «социально враждебное явление», и здесь был построен огромный порт. Провели широкомасштабную реконструкцию этого района, и даже планировалось полностью разрушить Александро-Невский собор, но, к счастью, не успели. Зато в годы Великой Отечественной войны на крыше собора установили зенитный пулемет, чтобы сбивать вражеские самолеты.
Надпись «Стрелка» на мысе впервые была сделана по инициативе работников порта к 50-летию Советской власти в 1967 году.
А в 90-е порт был приватизирован, территория вокруг него пришла в запустение и подвергалась разграблению. Один за другим стали сносить портовые краны, сюда наведывались вандалы и охотники за металлом. Когда стало известно, что в Нижнем Новгороде пройдет чемпионат мира по футболу, и рядом начали строить стадион, территорию стали зачищать.
Обнаружили заброшенное здание фильтровальной станции. Её хотели снести, но градозащитники вступились за здание и раскопали его историю. Оказалось, что она была построена в 1896 году, и это было большим достижением. Именно здесь начали хлорировать воду, что было ноу-хау того времени. Поэтому можно сказать, что станция спасла нижегородцев от многочисленных инфекций, в том числе от холеры. Сейчас это объект культурного наследия регионального значения.
Пакгаузы на Стрелке – достопримечательность мирового уровня. Их тоже обнаружили, разгребая завалы к чемпионату мира по футболу. Ажурные металлические сооружения были спрятаны под кирпичными стенами и шиферными крышами. Они оказались каркасами павильонов центрального здания Всероссийской выставки 1882 и 1896 годов. После выставки пакгаузы стали первыми несгораемыми складами на Нижегородской ярмарке. Складами они и оставались, пока на Стрелке был порт. В 2015 году их освободили от старых стен, отреставрировали. Внутри них возвели прозрачные стены – теперь это концертный зал и выставочное пространство.
Появился современный микрорайон «Седьмое небо», гипермаркеты, дороги, торгово-деловой центр «Стрелка-Сити», реконструировали здания бывших ярморочных гостиниц, благоустроили набережную.
Теперь Стрелка превращается в красивейший променад и место отдыха нижегородцев и гостий города.
Пожалуй, на этом и закончу рассказ о Нижнем Новгороде. Да, забыла сказать, последний день подарил нам красивейший закат, которыми так славиться этот город. Его не зря называют столицей закатов. Наблюдала его сначала с Набережной Федоровского, потом спустилась на Нижневолжскую набережную. А закатное солнце всё сияло, и сияло нам на прощание. Потрясающе!
За 4 дня мы многое успели посмотреть, много интересного услышать от местных жителей и экскурсоводов, прочувствовать атмосферу этого города. Но многое ещё осталось за кадром в силу ограниченности времени пребывания. Надеюсь, мы ещё вернемся в этот атмосферный город, и досмотрим, догуляем, донаслаждаемся им.