Задолго до дня открытия Крымского моста мне очень хотелось посмотреть на эту стройку века. Это было не простое любопытство, а чисто профессиональный интерес, как специалиста, непосредственно связанного со строительством моста. Но туда можно было попасть строго по пропусками, которые даже в нашей организации давали далеко не всем. И когда раньше запланированного срока открыли автомобильную часть моста, представляете, какое я испытала чувство гордости за всех коллег-строителей, потому что знала, каких трудов это стоило.

Наконец-то, выдалась возможность и мне проехать по нашему детищу. Сразу скажу, чтобы лучше увидеть ещё не завершенную стройку, надо ехать на автобусе – чем выше сидишь, тем лучше видно. Те, кто едут на машинах, за заграждениями почти ничего не увидят. Поэтому я поехала в Крым с экскурсией из Анапы с посещением достопримечательностей города Керчи.

Во-первых, приятно впечатлила новая дорога по Таманскому полуострову до Крымского моста. Это 40 км прекрасной двухполосной скоростной трассы с пятью крупными развязками. Строил эту дорогу «Росавтодор» по новейшей технологии с гарантийным сроком службы 12 лет! Посмотрим… Местами вдоль дороги установлены прозрачные щиты шумозащиты. Вопрос: кого защищать от шума, если за ними одна степь? Как сказала экскурсовод Евгения, эти экраны установлены на перспективу, в этих местах планируется плотная застройка в связи со строительством крупного торгового порта на Таманском полуострове. И эти земли – лакомый кусок для всякого рода бизнесменов и инвесторов.

Перед мостом пост ДПС с обязательным досмотром всего проезжающего транспорта и пассажиров. Все с пониманием относятся к необходимости таких мер предосторожности.

И вот автотрасса плавно переходит непосредственно в мост, который сначала тянется по косе Тузла, потом по острову Тузла. Смотрите ролик.

Слева видим ж/д мост, который ещё строится. И вот пошел подъем к основной арке. Вот тут начинается красота. Проезжая арки, многие машины снижают скорость, чтобы успеть сфотографировать их, останавливаться на мосту нельзя. Ну вот практически и всё, въезжаем на полуостров Крым.
А вот трасса «Таврида» к этому сезону ещё не готова и после стольких километров шикарного автобана вы попадаете в суровую действительность Крыма. Но нужно отдать должное, работы ведутся и будем надеяться, что скоро и эта трасса будет радовать автомобилистов.

В план нашей экскурсии непосредственно в Керчи входило посещение знаменитой горы Митридат, храма Иоанна Предтечи и прогулка на яхте до самого красивого места Крымского моста – судоходной арки.

Что вы знаете про Керчь? Город-герой, порт двух морей, керченская переправа… А ещё Керчь является одним из древнейших городов мира. На месте нынешней Керчи в конце VII века до н. э. греками был основан город Пантикапей, столица античного Боспорского царства. И мы увидели руины Пантикапея на горе Митридат, возвышающейся над городом. А памятник великому понтийскому и боспорскому царю Митридату VI Евпатору стоит у подножья горы.

Именно на горе 2700 лет назад началась история города. До наших дней сохранились остовы зданий, храма Аполлона, фрагменты крепостных стен, двухколонный портик, система склепов некрополя в недрах горы Митридат. Как и раньше, на горе ведутся активные раскопки древнего города, археологи все глубже вгрызаются в землю, открывая новые слои истории.

Подъем на гору тоже впечатляет – это более 400 ступенек по когда-то красивейшей Большой Митридатской лестнице. Её построили ещё в начале 19 века. Во время Крымской, а потом и Великой отечественной войны лестница была практически разрушена. Бои здесь шли страшнейшие — фронт четыре раза проходил через город, земля буквально нашпигована осколками, гильзами, порохом и снарядами. В советское время её восстановили, но после распада Союза лестница сильно обветшала. Остается надеяться, что с воссоединением Крыма с Россией найдутся средства на реставрацию этой достопримечательности.

На вершине горы очень примечательный обелиск — трехгранная стела с пятиконечной звездой возвышается на 24 м над ступенчатым постаментом. Вокруг нее установлены три артиллерийских орудия времен войны. Напротив монумента установлен каменный пилон в форме раскрытой книги, на страницах который высечены памятные надписи. Это самый первый на территории СССР памятник мужеству советских солдат, построенный в 1944 г., когда война еще шла полным ходом. 9  мая  1959  года  у  обелиска Славы был зажжен Вечный огонь.  Пылающий  факел  был  привезен из Севастополя, с Малахова кургана. Начиная с 1973 года, ежегодно, накануне 9 мая, вечером 8 мая тысячи керчан поднимаются по Митридатской лестнице, неся в руке факела в память о погибших защитниках Отечества.
С другой стороны памятника открываются отличные виды на город, бухту и, конечно, на мост... А какая красивая вода Керченского пролива, удивительные переходы цвета (смотрите ролик)! На краю обрыва лавочка «Крымский мост» — популярное место для фотосессий, здесь всегда очередь из желающих запечатлеться на фоне новоиспеченного моста.

Главная площадь Керчи — площадь Ленина, бывшая Предтеченская. В центре площади сквер Славы с мемориалом Героев и вечным огнем. Здесь же памятник детям города — жертвам войн и высокая стела, объединяющая все вехи в истории этого славного города: античный Пантикапей, древнерусский Корчев, героическая Керчь. Она была установлена в честь 2600-летия города. А венчает стелу золотой грифон – символ Керчи. Ну и, разумеется, на площади стоит памятник Ленину. Западную часть площади, у подножия Митридата, украшают здания XIX века. Самое внушительное, серое — бывшая Романовская женская гимназия, где и сейчас находится учебное заведение. С одной стороны от него католический храм – белокаменное здание с портиком и колоннами, с другой классический особняк 19 века, где сейчас размещается картинная галерея. С севера на площадь Ленина выходят здания в стиле «советского ампира» — Драматический театр им.Пушкина и Главпочтамт. В юго-восточном углу площади, обращенном к морю в живописном скверике церковь Иоанна Предтечи — уникальный памятник византийской архитектуры VIII века с характерной чередующейся кладкой из белых и красных кирпичей. Что интересно, здание церкви состоит из двух частей – древняя, где сохранились серые каменные своды и другая белоснежная, пристроенная в 19 веке. От площади отходит улица Ленина – она здесь пешеходная, так называемый Керченский Арбат.

Осмотрев достопримечательности главной площади города, мы отправились к набережной, где нас ждали прогулочные яхты. Это, пожалуй, самая экстримальная и запоминающаяся часть нашей экскурсии. Нас предупреждали, что в Керченском проливе всегда ветер, но такой качки мы не  ожидали… Небольшие яхты кидало из стороны в сторону от порывов ветра и волны. Снимать приходилось одной рукой, другой надо было крепко держаться за что-нибудь, чтобы не оказаться за бортом. В ролике видно, как трясется фотоаппарат в моей руке. Представляете, как в таких условиях осуществлялась транспортировка арок по морю и монтажа их прямо с поверхности воды! Опыта такого монтажа у наших строителей до этого не было. Поэтому мост через Керченский пролив для них гордость и профессиональный вызов. Мы подошли так близко к аркам, что можно было рассмотреть работающих под ними строителей. И увидели проход под мостом военного корабля. Мои впечатления превзошли все ожидания — находиться там, рядом и смотреть красивую картинку моста с высоты птичьего полета – это далеко не одно и то же!

Обратный путь мы шли под парусом. Красота! На этот раз ветер способствовал более плавному ходу яхты. Сняла со стороны моря город, порт, гору Митридат (смотрите ролик).

У нас ещё осталось время погулять по набережной. Здесь тоже немало интересного. Вот небольшая ротонда – изящное сооружение, радующее глаз. Вот памятник А.С.Пушкину. Поэт побывал в Керчи в 1820 году, когда путешествовал с Раевскими по Кавказскому побережью и Крыму. А ещё памятник саперам и водолазам, разминировавшим Керченский пролив.

Проехав через город на обратном пути, мы обратили внимание на ветхие здания советской постройки, но после известных событий 2014 года этот город из забытого Богом захолустья постепенно превращается в шумный транзитный перевалочный пункт для  российских туристов по пути в Крым. Однако советую денек-другой задержаться в этом овеянном боевой славой древнем городе. Ибо посмотреть тут есть на что, и оно того стоит. Я же для себя решила ещё раз вернуться в этот город, и посетить достопримечательности, не вошедшие в рамки этой экскурсии.