В статье про Крымский мост я уже знакомила моих читателей с некоторыми достопримечательностями Керчи, и обещала ещё раз вернуться к этой теме. И вот довелось вновь побывать в этом городе и продолжить знакомство с его богатой историей.

С большим интересом вновь проехала по мосту, отмечая, что изменилось за это время, как продвинулось строительство железнодорожной части моста. Как вы знаете, открыли движение для грузового транспорта, трасса стала оживленней. Приятно удивило, что идут активные дорожные работы на подходах к мосту со стороны Крымского полуострова, уже открыто движение по новым развязкам.

На этот раз, путешествуя на машине, проехали почти весь город, вытянувшийся вдоль пролива на 42 км. — начиная с мыса Ак-Бурун, где находится крепость Керчь до восточного берега Крымского полуострова, до крепости Ени-Кале.

Благодаря тому, что в Керчи сохранились эти исторические и архитектурные памятники, мы можем наглядно представить, чем этот древний город жил в течение предыдущих веков.

Начну с истории крепости Ени-Кале.

В 17 веке крепости в Керчи не было, все предложения турецких военных о ее строительстве отклонялись султаном, а крымским татарам было запрещено самостоятельно укреплять побережье полуострова. Да и особой потребности в укреплении береговой линии у турок на тот момент тоже не было – они и так господствовали на Черном и Азовском морях.

Но уже к концу века ситуация начала меняться – Петр I всерьез настроился получить выход к Черному морю и в 1699 году захватил крепость Азов, здесь появились русские корабли. Османская империя столкнулась с необходимостью контроля за передвижениями русской эскадры, ведь от этого теперь зависело ее господство в Черноморском регионе. Тогда и началась история крепости Ени-Кале. Название крепости с турецкого переводится не иначе как “Новая крепость”.

Для проведения строительных работ, начатых в 1699 г. и завершенных в 1705 г., были приглашены специалисты из Европы. Главным назначением бастиона стало недопущение русского флота из Азовского моря в Черное. Место для строительства крепости  было выбрано очень основательно и грамотно. Выходя из узкой горловины Керченского пролива, попадаешь в районе Керчи на мели, места для манёвра практически нет, а напротив крутое побережье — на возвышении около 50 метров над уровнем моря крепость как на ладони, орудия которой с легкостью превращают любой корабль в решето. Вскоре военные действия прекратились, и крепость перестала быть активно действующей. Но с началом в 1768 году войны между Россией и Турцией боевые действия возобновились. Однако в 1771 году турецкий правитель принимает решении о капитуляции Крыма, татары защищать крепость тоже не стали, и Ени-Кале без сопротивления сдалась русским войскам. Через три года в 1774 году крымские ханы присягают на вечную верность России, императрице Екатерине II, а Турция признает Крым частью Российской империи.

Но для России она стала на нужна – соперничать с ней на Черном море было уже небезопасно. Свой последний бой крепость дала во время Крымской войны. В мирное время, вплоть до 80-ых годов 19 столетия, в ней размешался лазарет.

В период второй мировой войны в районе крепости Ени-Кале велись ожесточенные бои, которые практически уничтожили те небольшие остатки крепости, которые не добило время. Последним ударом по крепости стало строительство железной дороги в непосредственной близости от нее. Движение поездов с Керченского парома своей вибрацией добивают те крохи строений, которые дошли до нас. Хоть и есть указатели, что крепость является памятником, но она вообще не охраняется и сохранность её находятся под угрозой. Введение в эксплуатацию железнодорожного перехода Крымского моста позволит перевести грузовой поток туда из Ени-Кале, что благоприятным образом скажется на сохранности исторических укреплений.

Посещение следует начать с нижней части крепости, находящейся у дороги. Нижняя часть крепости была восстановлена относительно недавно, местами видны следы современной кладки и цемента. К сожалению, большая часть туристов на этом и заканчивают осмотр достопримечательности, однако, стоит подняться по тропе к воротам – и перед вами откроется прекрасная панорама.

С этой точки можно понять и масштаб сооружения, и оценить всю его красоту. По гребню крепости можно дойти до ее верхней окраины и оказаться у тропинки,   спускающейся  к старинному рву и мостику.

В районе мостика расположен ряд различных построек, по большей части засыпанных землей. Местные краеведы рассказывают, что большинство имевшихся в Ени-Кале подземных ходов засыпали еще в конце 19 столетия, а также существует несколько легенд о запрятанных кладах на территории Ени-Кале. Остается надеяться, что раскопки на территории крепости, которые возможно рано или поздно начнутся, откроют нам множество тайн и секретов.

Недалеко от крепости Ени-Кале находится необычное сооружение, оставшееся от эпихи греческой колонизации Крыма. Называется оно Царский курган. Размеры сооружения позволяют предположить, что его строили для особы очень высокого положения. Ученые предполагают, что в нем должен был быть похоронен один из царей Боспорского царства. Это вторая половина IV века до н.э.

Однако погребения в кургане не было обнаружено. Археологи допускают два варианта объяснения его отсутствия. Первый – погребение могло по каким-то причинам не состояться. Второй – могильник разграбили еще в древности, что является делом вполне обычным. В пользу последней версии говорит обнаружение в погребальной камере остатков деревянного саркофага.

Царский курган имеет воистину королевские размеры. Его высота – 18 м, диаметр у основания – 80 м, окружность основания – более 250 м. К погребальной камере ведет туннель длиной в 36 м. Сама камера в плане квадратная, а потолок у нее сводчатый – 12 положенных друг на друга колец уменьшающегося диаметра. Для строительства камеры и коридора использовались блоки известняка, причем без применения какого-либо связующего раствора. Впечатляет их подгонка друг к другу – камни перед укладкой предварительно примерялись и шлифовались. Строители кургана снабдили его одной особенностью, почти мистического свойства. Коридор, ведущий в погребальную камеру, с ее стороны кажется много длиннее, чем со стороны входа. На самом деле никакой мистики здесь нет, но есть математика. Стены коридора не параллельны, т.е. его ширина не одинакова по всей длине. Она строго рассчитана, в результате чего и получен необычный эффект. По своей форме вход в коридор несколько напоминает дерево кипариса – символа мертвых в представлении греков.

Как выглядел Царский курган в 19 веке можно судить по картине швейцарского художника Карло Боссоли «Могила Митридата» (см.ролик). В 1840 году Карл приехал из Италии в Крым, жил в Алупке по приглашению графа Воронцова до 1842 года. За это время он много ездил по Крыму и создал более 70 пейзажей.

Издалека он просто кажется большим курганом, вроде тех, что разбросаны по всему Керченскому полуострову, не редкость и в других частях Крыма и Таманского полуострова. Но вблизи удивляет своими пропорциями и необычным архитектурным решением. Это стоит видеть своими глазами, чтобы лучше понять масштабы человеческих возможностей!

Ещё один Мелек-Чесменский курган находится рядом с автовокзалом. К сожалению, он был закрыт в тот день, но по описанию сложен он подобно Царскому только попроще.

Теперь перенесемся в век 20-ый, а именно в годы Великой отечественной войны. Суровым напоминанием о том времени стали Аджимушкайские каменоломни. Раньше в пос. Аджимушкай, что был в 5 км от Керчи (сейчас он находится в черте города) добывали известняк в Больших и Малых Аджимушкайских каменоломнях. Подземные штольни углубляются в недра земли на множество километров.

Сразу стоит отметить, что посещение Аджимушкайских каменоломен вряд ли принесет вам удовольствие в традиционном смысле. Это боль и скорбь керченского народа. Наоборот, лучше заранее постараться подготовить себя психологически перед осмотром этого мемориала.

В результате операции «Охота на дроф» в мае 1942 г. немецкие войска прорвали оборону Керченского полуострова. Только часть советских войск успела эвакуироваться, остальные оказались отрезаны и вынуждены были обороняться в Аджимушкайских каменоломнях, к ним присоединилось и местное население — всего под землю ушло более 13 тыс. человек. Немцы полностью контролировали каменоломни: они протянули проволочные заграждения, взрывали и заваливали входы, закачивали в подземелье отравляющие вещества. Люди остро нуждались в воде, продовольствии, медикаментах, но, несмотря на все трудности, устраивали вылазки и пытались контратаковать.

Оборона продолжалась в течение 170 дней. 30 октября 1942 г. немцы всё-таки смогли захватить каменоломни и взяли в плен оставшихся бойцов. Из более чем 13 тыс. оборонявшихся в живых остались только 48 человек. Спустя год советская армия освободила Керченский район вместе с Аджимушкайскими каменоломнями. По сути, осада Аджимушкая была безнадёжной и не могла принести никакой победы, только помогла оттянуть силы противника и сдержать наступательный порыв германской армии.

После многочисленных поисковых работ, в результате которых были сделаны серьезные находки, в Керчи был основан памятный музей. Затем было решено создать мемориальный комплекс на месте самих событий.

Экскурсия по каменоломням занимает чуть больше часа и включает в себя несколько экспозиций – полевая кухня, казармы, штаб гарнизона, газоубежище, операционная, водокап, братские могилы и т.д. Общая протяжённость маршрута составляет 400 м. Мы видели черные закопченные стены, поржавевшие кружки, солдатские каски, остатки оружия, детские игрушки, а экскурсовод рассказал ужасающие факты и эпизоды из жизни подземного гарнизона. Прошибает до слез… Фотографировать в каменоломнях запрещено, поэтому в ролик вошли только снимки  площади перед входом и экспозиции музея.

Несмотря на довольно тяжёлый осадок, который оставляет после себя экскурсия, побывать здесь обязательно нужно. Аджимушкайские каменоломни — это не просто мемориальный музей, это попытка увековечить память о героях военных лет и сохранить в сердцах потомков воспоминания об их подвиге.

Одно из самых грандиозных сооружений Крыма – крепость Керчь или форт Тотлебен. Изначально она была настолько хорошо замаскирована, что и сейчас практически не видна с земли, воды, воздуха. При этом она находится прямо в городе, на самом берегу Керченского пролива – на мысу Ак-Бурун и включает около 200 построек.

С самого начала существования и до начала 90-х годов прошлого века, она была военным объектом и превратилась в туристический объект только после развала СССР.

К счастью это укрепление изначально было настолько качественно построено, что без всяких ремонтов до нашего времени сохранилось в отличном состоянии и экскурсии по нему чрезвычайно интересны.

Из истории создания крепости Керчь

Крымская война закончилась для России заключением крайне невыгодного мирного договора. Где в том числе прописывалось запрещение иметь на Черном море военный флот. Поэтому было решено построить в Керченском заливе мощную крепость, которая бы закрывала вход в Азовское море и несколько умеряла аппетиты победителей.

Сначала хотели ограничиться укреплением стен крепости Ени-Кале. Но мыс Ак-Бурун, который буквально запирает залив, показался инженерам более перспективным в плане защиты прохода к Азовскому морю.

Заложили крепость в начале 1857 года у Павловской бухты. Затем, в октябре 1859 года, проектом  всерьез занялся новый глава инженерного департамента военного министерства — Эдуард Иванович Тотлебен. Будучи гениальным военным инженером, он имел немалый опыт осады, обороны и возведения фортификационных сооружений в Кавказской и Крымской войнах,  был одним из главных создателей оборонительных сооружений Севастополя. В итоге на берегу мыса Ак-Бурун выросло сложное фортификационное сооружение, превосходящее своими оборонными качествами все, что было придумано к тому времени. Император Александр II, посетив в 1861 году крепость Керчь, проникся объемом выполненных работ.

Более 20 лет ушло на строительство этого грандиозного сооружения, и обошлось оно более чем в 12 миллионов царских золотых рублей (когда всю Аляску продали за 7,2 миллиона!).

Все здания возводились из лучшего камня, который только можно было достать в местных  каменоломнях. Затем сверху они засыпались многометровым слоем земли. Поэтому, пока не подойдешь к ним вплотную, понять, что это не холмы, а внушительные постройки, невозможно. Почти все крепостные сооружения связаны между собой переходами, а крупнейший из них — тоннель длиной 600 м — соединяет форт «Тотлебен» с береговыми батареями. К слову, даже на сегодняшний день не все из подземных переходов известны.

Не менее интересны казармы. Они построены так, что стены не страдают от осадков – вода нигде не скапливается, а внутри круглый год чистый воздух без сквозняков и сохраняется одна температура +12 градусов.

Во время экскурсии обязательно загляните в солдатский туалет, для того времени это была революционная постройка. Во-первых, планируя их Тотлебен обратил внимание на статистику – во время войны немалая часть солдат погибает, выбегая из-под надежных стен «до ветру». Во-вторых, армии косят болезни, вызванные антисанитарией. И он построил туалеты в одном здании с казарменными помещениями, а также сделал там хорошую вентиляцию (отверстия в потолке). И даже придумал подобие писсуаров, выдолбленных в камне.

Во время экскурсии мы прошли только малую часть огромной территории крепости. Поднялись на самую высокую точку, чтобы оценить масштабы оборонительных сооружений. Кстати, высота над уровнем моря в этом месте 110 м, что даже выше горы Митридат, о которой я уже упоминала в прошлой статье о Керчи. И ещё, это отличная смотровая площадка на Крымский мост (см.ролик).

В  1877 году, к началу русско-турецкой войны, крепость в Керчи была полностью отстроена и приведена в оборонительное состояние. Крепость была готов к боевым действиям, но участвовать на войнах XIX века ей не пришлось. Однако боевое крещение произошло в годы Первой мировой войны, в это время гарнизон форта насчитывал около 10 тыс. человек. В октябре 1914 года началось вторжение немецкого флота в Черное море, у входа в Керченский пролив расположился немецкий крейсер «Бреслау», который занимался установкой мин. Поэтому, понимая важность стратегического расположения крепости, генералитетом было принято решение укрепить ее артиллерией и солдатами. В целом на южном фронте российская армия достигла существенных результатов, и вскоре опасность захвата Крыма миновала.

В 1920 году с пирса крепости грузились последние подразделения Белой армии.

В 20-е годы склады крепости разграбили, многие наземные здания были разрушены.

В 30-е года там организовали склады боеприпасов и различного военного имущества.

Но когда в ноябре 1941 года в Керчь вошли немцы, опять понадобилась эта старая крепость. Всю территорию форта заминировали. Солдаты были готовы взорвать и врагов, и себя, но приказ об уничтожении так и не поступил. Керченский десант отбил город, однако в 1942 году гитлеровцы вторично заняли его. Оставленные без командования советские солдаты оборонялись до последнего патрона — и погибли. Оборона Керченской крепости в течении 5 дней в мае 1942 года вполне сопоставима с обороной Брестской крепости в июне 1941 года. Только эта страница истории не заслуженно забыта. С тех памятных времен на одной из стен казармы сохранилась едва различимая надпись «лучше смерть в бою, чем фашистский плен и рабство». Окончательное освобождение укрепления, как и всего Крымского полуострова, произошло весной 1944 года.

После Великой Отечественной войны в одном из казематов разместили дисциплинарный батальон, там отбывали наказание одновременно до трехсот солдат и матросов. Исправительные работы заключались в выпиливании камней для строительства различных объектов города. См.фото в ролике– такой куб из камней надо было выпилить за неделю – это была норма на одного осужденного.

В начале 2000-х годов крепость стала частью Керченского историко-культурного заповедника. Вскоре начались работы по восстановлении сооружения, очистке его от оставшихся боеприпасов и изучению его особенностей. Затем крепость получила статус историко-культурного достояния, и на ее территорию начали водить туристов.

Сейчас экскурсии, это осмотр крепости внутри и снаружи, причем частично — она слишком велика (более 400 гектаров), чтобы осмотреть все даже за двухчасовую экскурсию.

Мы ходили и поражались размерами крепости, подземной и наружной архитектурой, высотой инженерной мысли. Здесь есть чему удивиться и даже поучиться современным строителям. А как памятник истории крепость Керчь просто бесценна и по праву считается самым сохранившимся фортификационным сооружением подобного рода в Европе.

Вот таким насыщенным получился этот воскресный день. В результате мы лишний раз убедились, что город-герой Керчь помнит свою античную историю, уважает и почитает свое героическое прошлое, гордится своим настоящим и смело смотрит в будущее!