Московский Сен-Жермен
Моим постоянным читателям уже известно, что бывая в Москве, я стараюсь обязательно купить какую-нибудь экскурсию по столице нашей родины. Вот и в эти майские дни я была в Москве, и с удовольствием прогулялась по переулкам Пречистенки, и послушала рассказ опытного экскурсовода Ольги Укроженко.
Улица Пречистенка — одна из самых старинных московских улиц. Кроме того, она одна из самых красивых и роскошных улиц столицы, хранящая воспоминания о знаменитых и известных людях, в разное время живших или бывавших на ней. Пожалуй, ни на одной из улиц в Москве не найти такого количества торжественных особняков и шикарных доходных домов, как на Пречистенке. Не зря же эту улицу и ее окрестности часто сравнивают с фешенебельным предместьем Парижа – Сен-Жерменом. Здесь каждый дом – венец творения, а имя его владельца – отдельная страница истории.
История Пречистенки тесно переплетена с историей России и Москвы. В XVI веке на месте современной улицы Пречистенка пролегала дорога в Новодевичий монастырь. Постепенно вдоль дороги строились дома, и эту улицу начали называть Чертольской по названию протекавшего недалеко ручья. Царь Алексей Михайлович решил, что такое название, связанное с чертями, не подобает носить улице, ведущей в Новодевичий монастырь, обитель Пречистой Божией Матери. Поэтому улицу по царскому указанию переименовывают в Пречистенскую. Со временем название улицы в разговорной речи сократилось до произношения «Пречистенка». В конце XVII века улица Пречистенка становится особенно популярной среди московских дворян. На ней появляются особняки, принадлежавшие известным аристократическим семьям Лопухиных, Голицыных, Долгоруких, Всеволжских, Еропкиных и многих других. Позднее Пречистенку облюбовали и московские купцы, и среди домовладельцев появились купеческие семьи Коншиных, Морозовых, Рудаковых, Пеговых. Разбогатевшее на производстве и торговле купечество, не желало отставать в желании жить красиво от аристократии, и перестраивало бывшие барские усадьбы на Пречистенке с еще большей пышностью и помпой.
За свою историю улица ещё несколько раз меняла название. В 1921 году улицу переименовали в честь П.А.Кропоткина — известного революционера-анархиста, он родился в одном из пречистенских переулков — Штатном. До 1994 года Пречистенка называлась Кропоткинской улицей. В 1994 году ей вернули историческое название.
Ну что же, отправляемся гулять по этой интереснейшей улице Москвы.
Представление об архитектуре самого раннего периода существования улицы Пречистенки можно получить, благодаря относительно недавно отреставрированным Белым и Красным палатам, находящимся по адресу Пречистенка №1 и № 1\2.
«Белые палаты» принадлежали князю Б.И.Прозоровскому, управляющему Оружейным приказом, они были построены еще в 1685 году как главный дом его усадьбы.
Трехэтажный Г-образный в плане дом имеет проездную арку, ведущую на его парадный двор. Тип дома относится к зданиям «на погребах», то есть нижний его этаж представляет собой частично заглубленный в землю подвал, отданный под хозяйственные нужды. Верхние этажи представляют собой хозяйские и столовые покои.
Уникальность этого здания также состоит в том, что оно вообще сохранилось до наших времен. Дело в том, что в конце XIX века разбирали стены Белого города, убирали и многие старые здания. Большинство боярских теремов не сохранились до наших дней, но, благодаря чудом уцелевшим «Белым палатам», мы имеем представление о них.
«Белые палаты» были отреставрированы в 1995 году, сейчас в них находится Выставочный комплекс Департамента культурного наследия города Москвы.
Усадьба Хрущевых-Селезневых / Музей А.С. Пушкина (Пречистенка, 12).
Старинная дворянская усадьба по адресу Пречистенка, 12, которую принято называть усадьбой Хрущевых – Селезневых, во время пожара 1812 года сгорела и была перестроена. С тех пор усадебный дом почти полностью сохранил свой приобретенный после перестройки облик. До войны с Наполеоном 1812 года домом владели известные семьи князей: Зиновьевы, Мещерские, Васильчиковы.
Перед Отечественной войной 1812 года эта усадьба принадлежала князю Федору Сергеевичу Барятинскому — активному государственному деятелю времен правления Екатерины II.
Сразу после смерти Федора Сергеевича в 1814 году его наследница за очень не существенную сумму уступает усадьбу отставному гвардии прапорщику, богатому помещику Александру Петровичу Хрущеву, близкому знакомому Федора Сергеевича. Сумма сделки была небольшой, так как усадьба сильно пострадала в огне пожара 1812 года.
Александр Петрович Хрущев принадлежал к старинному дворянскому роду. В Отечественную войну 1812 года сражался в составе лейб-гвардии Преображенского полка, в 1814 году вышел в отставку и на удивление скоро разбогател.
Сразу после покупки пепелища Хрущев затевает строительство нового дома на сохранившемся фундаменте старого, и в 1816 году москвичи смогли лицезреть на Пречистенке невероятной красоты ампирный особняк. Новый дом, по площади меньше прежнего, поэтому на каменном цоколе получились широкие террасы, ставшие оригинальной особенностью дома. Дом небольшой, но он настолько изящен, живописен и одновременно торжественен, что похож на миниатюрный дворец. Два фасада дома, выходящие на Пречистенку и Хрущевский переулок, украшены портиками, отличающимися друг от друга по архитектуре.
После смерти А.П. Хрущева в 1842 году его наследники продают усадьбу почетному гражданину Алексею Федоровичу Рудакову, богатому купцу, решившему перебраться в Москву на постоянное жительство и перевести в белокаменную свою торговую фирму. Таким образом, и этот барский дом не остался в стороне от социальных перемен, о которых еще в 1830-х годах писал А.С. Пушкин: «Купечество богатеет и начинает селиться в палатах, покидаемых дворянством».
В 1860-х годах усадьба переходит во владение отставному штабс-капитану Дмитрию Степановичу Селезневу, дворянину. Усадьба опять вернулась в дворянские руки. Но дом сохранялся практически в неизменном виде — в том, в котором был восстановлен Хрущевым. Разве что Селезневы разместили на фронтоне изображение своего герба, который и сейчас украшает здание.
Дочь хозяина дома в 1906 году решила увековечить память о своих родителях и пожертвовала усадьбу московскому дворянству для размещения в ней детской школы- приюта имени Анны Александровны и Дмитрия Степановича Селезневых, которая и располагалась здесь до революции 1917 года. После Октябрьского переворота здание усадьбы переходило от одного учреждения другому, а в 1957 году московскими властями было принято решение о создании музея А.С. Пушкина, и в 1961 году музей разместили именно здесь, в отреставрированном специально для этого усадебном доме на Пречистенке, 12. Надо отметить, что место для размещения музея великого русского поэта выбрано весьма удачно, ведь усадебный комплекс Хрущевых-Селезневых по своим архитектурным чертам максимально соответствует особенностям строительства пушкинской поры, кроме того, сам А.С. Пушкин наверняка бывал на Пречистенке в особняках своих родственников и знакомых, возможно, посещал он и этот дом №12.
Усадьба А.И. Коншиной / Дом ученых (Пречистенка, 16).
Владение с адресом улица Пречистенка, 16, где сейчас располагается Домом ученых, в конце XVIII — начале XIX веков принадлежало Ивану Петровичу Архарову, служившему на посту московского военного губернатора в 1796—1797 годах.
Ежедневно в доме Архаровых обедало не менее 40 человек, а по воскресным дням давались роскошные балы, собиравшие лучшее московское общество.
В 1818 году дом Архаровых, сильно пострадавший в наполеоновском пожаре, покупает князь Иван Александрович Нарышкин, камергер и обер-церемониймейстер при дворе Александра I. Предположительно, Нарышкины восстановили усадьбу и перебрались в нее в 1829 году после отставки Ивана Александровича.
При Нарышкиных быт усадьбы был организован примерно так же, как и при предыдущих владельцах: те же приемы, те же балы, ну, разве что обстановка стала еще более роскошной и изысканной, ведь Нарышкины по своему рангу стояли выше Архаровых.
Иван Александрович Нарышкин был дядей Натальи Николаевны Гончаровой, он был посаженным отцом невесты, когда Пушкин венчался с Натальей 18 февраля 1831 года. Разумеется, приобретенное родство обязывало А.С. Пушкина совершать визиты в дома родственников жены, поэтому Пушкин с Гончаровой иногда бывали у Нарышкиных в гостях в усадьбе на Пречистенке.
От Нарышкиных дом перешел в собственность к их родственникам Мусиным-Пушкиным.
Впоследствии усадьба сменила еще двух владельцев-дворян – Гагариных и Трубецких, – прежде чем в 1865 году оказаться в собственности представителей купечества – серпуховских купцов Коншиных.
Иван Николаевич Коншин, приобретший усадьбу у Трубецких, был потомственным купцом, унаследовал от родителей бумаготкацкую и ситценабивную фабрику «Старая мыза». Супруги Коншины детей не имели, поэтому все десятимиллионное состояние и фабрика после смерти Ивана Николаевича в 1898 году остаются на руках у вдовы Коншина Александры Ивановны, которой в тот момент было уже 65 лет. Осознавая свою неспособность продолжить ведение коммерческих дел, Александра Ивановна ликвидирует предприятие мужа и продает фабрику его братьям. Сама же продолжает уединенно жить в усадьбе на Пречистенке в окружении лишь пары самых близких ей людей и активно проявляет себя лишь в благотворительности.
В 1908—1910 годах Александра Ивановна, находясь уже в довольно преклонном возрасте 77 лет, вдруг затевает масштабную перестройку усадьбы. Трудно сказать, что побудило одинокую пожилую женщину начать перестраивать дом своей усадьбы, да еще и с тратой на этот проект огромной суммы денег. По свидетельствам современников, семейный адвокат Коншиных, доверенное лицо Александры Ивановны, как-то во время прогулки обратил внимание на опасную по своей величине трещину в стене дома. Якобы это послужило решающим основанием снести старый особняк и на его месте возвести новый дом-дворец, какой соответствовал дворянскому статусу обладательницы. Дом парадным фасадом выходит в сад, огороженный со стороны Пречистенки высокой каменной оградой с изящными арочными нишами, балюстрадами и возвышающимися сверху вазонами. Массивные пилоны въездных ворот украшают скульптуры львов. Поистине роскошны были и интерьеры здания, но наслаждаться великолепным дворцом Коншиной, к сожалению, пришлось недолго. Спустя 4 года после завершения его строительства она скончалась. Дворец перешел по наследству родственникам Ивана Николаевича Коншина, которые в начале 1916 года продали пречистенскую усадьбу за 400 тысяч рублей Алексею Ивановичу Путилову, крупному предпринимателю и банкиру. Но и новому владельцу недолго посчастливилось жить в великолепной усадьбе – грянул Октябрьский переворот, и все имущество банкира, включая и дворец на Пречистенке, было конфисковано.
В 1922 году во дворце Коншиной разместился Дом ученых. Инициатива его создания принадлежит Максиму Горькому. Он якобы объяснил Ленину, что московской научной общественности подобный клуб просто необходим. А место для размещения Дома ученых выбрано именно на Пречистенке в связи с находившимися поблизости отсюда в большом числе учебными заведениями, научными институтами, библиотеками, музеями. Дом ученых по-прежнему располагается в этом здании, но пристройка 1932 года к зданию дворца дополнительного корпуса в конструктивистском стиле просто изуродовала усадебный ансамбль.
Усадьба Лопухиных-Станицких / Музей Л.Н. Толстого (Пречистенка, 11).
В качестве яркого архитектурного образца московского ампира стоит обратить внимание на усадьбу Лопухиных — Станицких, построенную в 1817—1822 годах архитектором А.Г. Григорьевым. Усадьба состоит из оштукатуренного деревянного, выстроенного на белокаменном цоколе главного дома, выходящего фасадом на улицу, флигеля по линии Лопухинского переулка, служебных построек внутри двора и каменной ограды участка с въездными воротами. Здание усадьбы практически полностью сохранило свой первоначальный облик и представляет собой уникальный образец застройки послепожарной Москвы.
С 1920 года в усадьбе Лопухиных-Станицких располагается Музей Льва Николаевича Толстого. В 1972 году в саду возле музея был установлен памятник Л.Н. Толстому. Сюда этот памятник был перенесен из сквера на Девичьем поле. Гранитный Толстой стоит среди деревьев, задумчиво склонив голову и засунув руки за пояс, поддерживающий широкую рубаху.
Дом Айседоры Дункан (Пречистенка, 20).
Среди зданий, с которыми связаны судьбы многих известных людей, стоит рассказать об особняке на Пречистенке, 20. В середине XIX века в нем жил герой Отечественной войны 1812 года, покоритель Кавказа генерал Алексей Петрович Ермолов, а в начале ХХ века в особняке поселился миллионер Алексей Константинович Ушков, владевший крупной чайной фирмой «Губкин и Кузнецов».
А.К. Ушков покровительствовал московской филармонии и Большому театру. Вовлеченность промышленника в благотворительную деятельность помогла ему познакомиться с прима-балериной Большого театра Александрой Михайловной Балашовой, ставшей впоследствии его супругой. Для своей красавицы-жены Ушков заказал перестройку своего особняка на Пречистенке и оборудовал в нем для нее специальный репетиционный танцевальный зал.
В 1917 году от преследования, гонений и полной конфискации имущества их спасла только причастность Балашовой к миру высокого искусства и ее близкое знакомство с Борисом Красиным, назначенным на пост управляющего Музыкального отдела Наркомпроса РСФСР. Александра Балашова продолжала выступать на сцене Большого театра, но в 1922 году под видом путешествия по Волге супруги навсегда покинули Россию. В Париже Александра Михайловна продолжила свою балетную карьеру уже на сцене «Гранд Опера».
Уже во Франции Балашовой стало известно, что ее особняк на Пречистенке с зеркальным репетиционным залом отдан под танцевальную школу прибывшей в Россию знаменитой «босоножки» Айседоры Дункан. Эта американская танцовщица-новатор считается основоположницей свободного танца. Будучи профессиональной балериной, она создала кардинально новое направление в танце, отказавшись от классических танцевальных костюмов, она танцевала босой, одетая в греческую тунику, чем изрядно шокировала публику. А в 1921 году она получает официальное приглашение от наркома просвещения А.В. Луначарского открыть собственную танцевальную школу в Москве. Айседоре выделили для создания школы и личного проживания роскошный особняк на Пречистенке.
В Москве Айседора Дункан познакомилась с русским поэтом Сергеем Есениным, и их внезапно вспыхнувшая любовь обернулась бракосочетанием этих двух талантливейших личностей. Дункан и Есенин жили вместе в особняке на Пречистенке. Именно здесь Есенин создал свою «Исповедь хулигана» и многие другие произведения.
Дом Н.И. Миндовского/ Посольство Австрии (Пречистенский пер., 6).
Этот дом в 1905—1906 годах на углу Староконюшенного и Пречистенского переулков архитектор Никита Герасимович Лазарев выстроил для Николая Ивановича Миндовского, одного из наследников известной династии текстильных фабрикантов Миндовских, директора правления «Товарищества Волжской мануфактуры». Особняк является прекраснейшим образцом московской неоклассики. Два крыла здания, вытянувшиеся вдоль переулков, объединены эффектной угловой купольной ротондой, окруженной мощными парными колоннами. Искаженные пропорции элементов классицизма выдают руку мастера, работавшего в эпоху модерна, когда уже наступало некое отрицание гармонии классики.
После революции 1917 года особняк Миндовского был передан архиву Красной Армии, а в 1927 году он был куплен посольством Австрии. После присоединения Австрии к Германии в 1938 году особняк стал использоваться как гостевой дом посольства Германии. В августе 1939 года в этом доме останавливался министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп, приезжавший в Москву для обсуждения договора о ненападении между Германией и Советским Союзом. И имеются сведения, что сам пакт о ненападении Молотова-Риббентропа был подписан не в Кремле, во избежание огласки, а обсуждался и подписывался секретный договор здесь, в бывшем особняке Миндовского. Еще один не менее знаменитый гость посетил этот особняк в октябре 1944 года – здесь останавливался британский премьер-министр Уинстон Черчилль, приезжавший в Москву для переговоров со Сталиным. В 1955 году, когда независимость Австрии была восстановлена, в особняке Миндовского вновь расположилось австрийское посольство, которое и находится в нем по сей день.
Особняк М.Ф. Якунчиковой (Пречистенский пер., 10).
Владельцем земли, на которых сейчас расположены дома №6, 8 и 10 по Пречистенскому переулку, в XVIII веке был князь И.А. Гагарин, однако его обширная усадьба, раскинувшаяся на этом участке, подобно многим домам той поры, сильно пострадала в пожаре 1812 года и не сохранилась до нашего времени. В 1899 году владение Гагарина приобрело только что образованное Московское Торгово-строительное Общество для возведения на этом месте трех частных домов. Автором проекта дома по адресу Пречистенский переулок, 10 стал архитектор Вильям Валькотт, уроженец Одессы, происходивший из шотландско-русской семьи. Эта постройка зодчего является первым примером московской виллы в стиле «чистого» модерна.
Первой владелицей дома, построенного Валькоттом, еще до завершения строительства стала племянница Саввы Мамонтова Мария Федоровна Якунчикова, жена Владимира Васильевича Якунчикова, владельца кирпичных заводов и текстильной фабрики. Мария Федоровна принимала активное участие в деятельности абрамцевских художественных мастерских Саввы Мамонтова, и рельефный керамический декор введен в оформление дома с ее подачи и изготовлен по ее собственным эскизам в керамической мастерской в Абрамцево.
После революции, когда имущество, фабрики и мастерские Мамонтовых и Якунчиковых были национализированы, Мария Федоровна эмигрировала в Европу, в ее особняке в Пречистенском переулке разместился сначала Хамовнический райком комсомола, затем библиотека им. Н.К. Крупской. Во второй половине ХХ века в особняке находилось посольство Заира. Сейчас здание находится в стадии затянувшегося ремонта.
Дом-мастерская В.И.Мухиной (Пречистенский, 5а).
В зеленом дворике в Пречистенском переулке притаился двухэтажный дом со стеклянной крышей и стеной. Это дом-мастерская известного скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. Эта мастерская с квартирой была предоставлена ей в 1947 году. Сейчас здание производит впечатление заброшенного, стеклянная стена почти вся скрыта за разросшимися деревьями, и, к сожалению, внутреннего устройства мастерской с улицы не разглядеть. Но фантазия рисует картины прошлого этого дома, проникнутые атмосферой, благоприятствующей уединению и творческому процессу. В настоящее время живет и присматривает за домом племянница Веры Мухиной.
У Мухиной не всегда была такая превосходная мастерская. До 1947 года Вера Игнатьевна жила и работала в Гагаринском переулке, а затем неподалеку от Красных ворот, где она занимала помещение на втором этаже здания, куда ей приходилось постоянно поднимать камни и глину. Именно там, в не слишком удобных условиях родилась работа, прославившая Мухину на весь свет, — скульптура «Рабочий и колхозница», которая прочно вошла в наше сознание как символ коммунистической идеологии и советской эпохи.
Усадьба А.Д. Офросимовой / Резиденция патриарха (Чистый пер., 5).
Особняк, известный в Москве, как усадьба Офросимовой, был построен еще в XVIII веке для первого своего владельца – капитана Артемия Алексеевича Обухова. Дворянской семье Офросимовых этот участок перешел в 1796 году. С 1805 года собственником усадьбы числился генерал-майор, обер-кригскомиссар Павел Афанасьевич Офросимов, а после его кончины в 1817 году – его вдова Анастасия Дмитриевна Офросимова, известная в московском светском обществе особа, многократно упоминавшаяся в мемуарах своих современников.
Анастасия Дмитриевна славилась в столичном бомонде своим умом, откровенностью, решительностью, крутым характером и своенравием, она была чрезвычайно популярна в свете. Офросимову побаивался не только собственный муж, но и многие великосветские особы — она могла каждому высказать все, что думала, к ее мнению прислушивались, ее благоволения жаждали.
Эту колоритную личность обессмертили в своих произведениях два классика русской литературы: в комедии «Горе от ума» Грибоедов вывел её под именем старухи Хлестовой, свояченицы Фамусова, а Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» — Марьи Дмитриевны Ахросимовой, смело отчитывающей Пьера Безухова и князя Болконского и расстраивающей план Наташи Ростовой бежать с Анатолем Курагиным.
После пожара Москвы 1812 года усадебный дом Офросимовых был отстроен заново архитектором Ф.К. Соколовым, который выполнил проект усадьбы по типичному для сторомосковских дворянских жилищ плану: главный дом, расположенный в глубине участка, и два флигеля по бокам от него.
В 1899 году владелицей усадьбы становится Мария Ивановна Протопопова. По традиции купеческих семей того времени домовладение было оформлено на ее имя, хотя фактически его приобрел ее муж, крупный московский предприниматель, банкир и щедрый благотворитель Степан Алексеевич Протопопов. На фронтоне фасада главного дома появился пышный вензель «МП», составленный из инициалов собственницы усадьбы – Марии Протопоповой.
В 1918 году усадьба была конфискована и использовалась под размещение жилья и учреждений. После установления дипломатических отношений между Советами и Германией в 1922 году усадьба была отдана под резиденцию посла Германии в Москве.
С началом Великой Отечественной войны бывшая усадьба Офросимовой и бывшая же резиденция посла Германии была подвергнута тщательным обыскам, опечатана и пустовала до 1943 года, пока не была передана в распоряжение Московской Патриархии. Сегодня в этой усадьбе расположена рабочая резиденция патриарха, которая наряду с резиденцией в Даниловом монастыре и Патриаршими покоями в храме Христа Спасителя является представительством патриарха Кирилла в Москве. Теперь вензель «МП» на фасаде усадьбы можно полноправно читать как «Московская Патриархия».
Усадьба Дениса Давыдова (Пречистенка, 17/10).
Изначально этот роскошный усадебный дом в силе ампир принадлежал дворянам Бибиковым, один из которых — генерал-аншеф Александр Ильич Бибиков — был главнокомандующим войсками для подавления крестьянского восстания Емельяна Пугачева. А позднее удалось пленить и казнить и самого Пугачева. Кстати, в работе над следствием по этому исключительному делу принимал участие и будущий владелец усадьбы Бибиковых на Пречистенке, обер-полицмейстер московской полиции Николай Петрович Архаров. Николай Петрович был личностью весьма интересной. Он снискал себе славу легендарного сыщика, о таланте которого были наслышаны даже за рубежом. Фамилия «Архаров» приводила в трепет преступное сообщество России. До сих пор в народе в ходу выражение «архаровцы», применяемое сегодня к хулиганам и грабителям. Но мало кто знает, что пошло это выражение именно от Николая Петровича Архарова с его жесткой системой суровых и решительных мер подавления преступности и подчиненного ему полицейского полка, державшего в страхе весь город.
Николай Архаров сделал блестящую карьеру чиновника, не остановившись на должности обер-полицмейстера Москвы. Впоследствии он побывал в роли сначала московского губернатора, а затем и петербургского.
В начале XIX века усадьба на Пречистенке снова переходит к Бибиковым. Ее приобретает генерал Г.П. Бибиков, слывший большим любителем музыки и устраивавший в ней роскошные балы и концерты, собиравшие всю московскую знать и крупнейших представителей российской богемы. Например, здесь бывали Александр Пушкин с Натальей Гончаровой, граф Федор Толстой (американец, как его называли), князь Петр Вяземский и многие другие.
В 1835 году дом у Бибикова покупает генерал-лейтенант Денис Васильевич Давыдов. Этот славный гусар, партизан и поэт был коренным москвичом, в Москве он родился и провел детские и отроческие годы. Его отец, состоятельный помещик, бригадир, служивший под командованием Александра Суворова, Василий Денисович Давыдов, владел большим домом с садом здесь же, на Пречистенке (дом не сохранился). Наверное, именно потому, что тут прошло его детство, Дениса Давыдова и тянуло к Пречистенке. После приобретения усадьбы Денис Давыдов, как было принято тогда в высшем свете, завел в особняке швейцара, камердинера и прочую прислугу.
Однако не вышло у Давыдова заделаться почетным домовладельцем. Уже через год после покупки усадьбы Дениса Давыдова буквально измотали нескончаемые проблемы содержания и поддержания громадного домашнего хозяйства.
В адрес своего друга сенатора А.А. Башилова он сочиняет шутливую челобитную с просьбой купить его усадьбу на Пречистенке под резиденцию обер-полицмейстера города (тем более, один уже жил в ней ранее) «всего» за 100 тысяч рублей:
… Помоги в казну продать
За сто тысяч дом богатый,
Величавые палаты,
Мой Пречистенский дворец…
В 1837 году усадьба Давыдова на Пречистенке нашла своего нового владельца, была продана, и Денис Васильевич переселился в свое имение в Симбирской губернии и с той поры бывал в Москве лишь наездами.
Позднее бывшая усадьба Дениса Давыдова неоднократно меняла владельцев. Здесь жил известный московский врач Илларион Иванович Дуброво, ординатор московского военного госпиталя. До революции в усадьбе располагалась знаменитая женская гимназия Софьи Александровны Арсеньевой.
В советское время особняк усадьбы Давыдова занимали чиновники райкома компартии. Сегодня в здании размещается некая солидная коммерческая организация.
Доходный дом И. П. Исакова (Пречистенка, 28).
Дом № 28 по улице Пречистенка построен в 1904—1906 годах в стиле модерн одним из крупнейших архитекторов нового архитектурного направления Львом Кекушевым. Дом строился как доходный, предназначенный для состоятельных квартиросъемщиков. Сразу после завершения строительства здание было приобретено в собственность петербургским купцом И.П.Исаковым.
Этот дом с первого взгляда вызывает восхищение. Он характеризует собой переход от мира «дворянских гнезд», построенных в традиционной для той эпохи манере классицизма, к миру особняков и доходных домов промышленных и финансовых «олигархов», строящихся уже в новых модных тенденциях. Дом, безусловно, выделяется высоким художественным декором. Здесь огромное количество как мелких, так и крупных элементов декорирования: изящные рисунки переплетов окон, легкая и воздушная ажурная ковка решеток балконов, выступающие по краям здания эркеры, большое слуховое окно в центре под изгибом сильно выступающего волнообразного карниза, лепная кружевная сетка фриза верхнего этажа. Декор дома распределен так, что с каждым этажом он становится все богаче, достигая пика наверху.
Дворец Долгоруковых (Пречистенка, 19).
Дворец Долгоруковых (Долгоруких) можно назвать одним из самых красивых зданий в Москве эпохи классицизма. Строительство его началось в 1788 году, занимался постройкой известный архитектор Матвей Казаков, возводивший этот роскошный особняк для владельца усадьбы – видного военного и политического деятеля при Екатерине II, генерал-аншефа и сенатора М.Н. Кречетникова. А с 1795 года особняк приобрели князья Долгоруковы и владели им более полувека.
В 1863 году особняк Долгоруких арендует Александро-Мариинское училище для девочек, основанное на средства жены генерала П.А. Чертова, коменданта Парижа 1814 года, кавалерственной дамы В.Е. Чертовой. Училище впоследствии было преобразованно в Александро-Мариинский институт благородных девиц.
В институте за казенный счет и на платных отделениях обучались дочери военных. Прошедшие общий курс обучения девушки получали профессии воспитательниц начальных училищ и домашних воспитательниц, а окончившие полный курс — учительниц.
В 1868 году усадьба была выкуплена В.Е. Чертовой, и перешла в полную собственность института.
После революции 1917 года здания бывшей усадьбы Долгоруковых занимали многочисленные учреждения Военного ведомства. К периоду перестройки отданный под государственные организации дворец Долгоруковых пришел в изрядно запущенное состояние. Лишь в 1998 году «Дом Долгоруковых» был, наконец, отреставрирован под руководством президента Российской академии художеств Зураба Церетели. В 2001 году в нем открыт Выставочный комплекс Галереи искусств Зураба Церетели.
Дом И.А. Морозова / Российская академия художеств (Пречистенка, 21).
Эту усадьбу на Пречистенке, 21 в конце XIX века приобрел знаменитый меценат и коллекционер, представитель династии русских промышленников Иван Морозов. Перебравшись из Твери, где он занимался семейным бизнесом, он выкупил у вдовы своего дяди Давида Абрамовича Морозова эту старинную дворянскую усадьбу, и начинает постепенно приобщаться к светской жизни и миру изобразительного искусства, который вскоре станет для Ивана Морозова главным увлечением в жизни.
Его увлечение живописью начинается с картин русских пейзажистов и постепенно, по ходу формирования собственного вкуса, переходит к западноевропейским авторам, в частности, к французским художникам. Растущую коллекцию он решает разместить в своем особняке на Пречистенке, для чего в 1905 году начинает перестройку всего здания, наняв для этих работ модного в то время архитектора Льва Кекушева, который по желанию заказчика превращает комнаты особняка в просторные выставочные залы. С этого времени страсть Ивана Морозова к коллекционированию живописи приобретает определенность и направленность, и он с еще большим увлечением начинает систематически пополнять свою коллекцию. По свидетельствам современников, поток картин, направляемых из Европы в особняк на Пречистенке, был поистине фантастичен по своим объемам.
Свою с энтузиазмом пополняемую коллекцию Иван Морозов планировал завещать государству. Но революция несколько скорректировала его планы. Тверская мануфактура Морозовых была национализирована, особняк на Пречистенке и коллекцию картин у Ивана Абрамовича просто конфисковали. Организованная им в собственном доме галерея переименовывается во «2-ой музей новой западной живописи», а сам бывший владелец этой сокровищницы, назначается, будто в насмешку, заместителем хранителя собственной коллекции. В течение нескольких месяцев он занимает эту должность, водя посетителей по музею, а живет вместе с семьей в трех комнатах, выделенных им на первом этаже их бывшего усадебного дома. Весной 1919 года Морозов вместе с семьей эмигрирует из России в Европу. В 1921 году Иван Абрамович умирает от острой сердечной недостаточности.
Его коллекция сохранилась, претерпев, правда, ряд пертурбаций, в результате которых некоторые поистине бесценные полотна были проданы западным коллекционерам, а некоторые и вовсе чуть было не подверглись уничтожению. Сейчас полотна, собранные Морозовым, включены в фонды Эрмитажа и Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В его доме на Пречистенке сегодня располагается Российская Академия художеств.
Усадьба П.Я. Охотникова (Пречистенка, 32).
Так называемая усадьба Охотникова построена на грани XVIII—XIX вв. Первоначально на этом месте находилась деревянная усадьба Талызиных. В 1808 году офицер и дворянин Павел Яковлевич Охотников, пожелавший перебраться на жительство в Москву, приобрел усадьбу у жены генерал-поручика Талызина и даже занялся ее перестройкой, однако, наверное, к счастью, сделано им было не много. К счастью потому, что в 1812 году случился всеобщий московский пожар, не пощадивший и дома на Пречистенке, в том числе и приобретенную Охотниковым усадьбу.
В 1816 году Охотников решает восстановить сгоревшую усадьбу и отстроить ее уже в камне. В результате этого его решения и был построен большой трехэтажный дом, главный фасад которого более чем на 70 метров протянулся вдоль улицы.
После кончины в 1841 году Павла Яковлевича Охотникова усадьба перешла в собственность его наследников. Однако отмена крепостного права в 1861 году не позволила родственникам Охотникова жить с прежним размахом, они больше не в состоянии были содержать такой большой дом и были вынуждены сдавать его в аренду, а позже и вовсе продать.
В 1879 году усадьба перешла во владение к купцам Пеговым. Они и владели ею вплоть до 1915 года, когда усадьбу у них выкупила богатая лесопромышленница В.И. Фирсанова. Но не владельцы прославили этот дом, а арендаторы. В 1868 году в арендованной усадьбе разместилась частная мужская гимназия выдающегося педагога Л. И. Поливанова, выпускниками которой стали многие известные люди. Например, её закончили сыновья Толстого Л.Н. и Островского А.Н., знаменитые в будущем поэты Валерий Брюсов, Константин Бальмонт и Андрей Белый, философ Владимир Соловьев и многие другие известные люди. До революции эта гимназия считалась лучшей мужской гимназией в Москве. Сейчас в здании бывшей гимназии расположены детские школы: художественная и музыкальная.
Если зайти во внутренний двор усадьбы Охотникова, можно неожиданно для себя оказаться в удивительном, истинно старомосковском пространстве, не имеющим ничего общего с шумной жизнью современного мегаполиса.
Двор замкнут двумя живописными полукруглыми двухэтажными строениями, верхние этажи их построены в дереве, а нижние представляют собой открытые аркады на белокаменных колоннах. Это бывшие конюшни усадьбы. Широкие проемы арок в нижнем этаже нужны как раз для въезда внутрь саней и карет. Между конюшнями притулился невзрачный двухэтажный домик, в котором сейчас почти невозможно узнать бывшую домовую церковь усадьбы. Такие небольшие церквушки на территории своих усадеб часто строили для себя лично богатые горожане.
Ну, вот и подошла к концу наша экскурсия по Пречистенке. Я прощаюсь с Вами, но надеюсь, что эта не последняя моя пешая прогулка по Москве. Завидую жителям столицы, имеющим возможность в любое время гулять по её зеленым паркам и старинным переулкам и улицам. Москва — неожиданный город. Сколько бы ты ни ходил по нему пешком, тебе всегда открывается что-то новое, особенное. А экскурсоводы знают множество интересных фактов, которые позволят даже москвичам увидеть хорошо знакомую Москву совсем другими глазами.
Если Вам интересно, где я нахожу подобные экскурсии, вот две ссылки:
http://www.peshegrad.ru – Пешеград — клуб любителей пеших прогулок
http://kudago.com/msk/excursions — «Куда пойти в Москве», рубрика Экскурсии.